30 April 2019
Прикладное искусство Руси на выставке "Осень русского Средневековья"
Во второй половине XVII декоративное искусство достигает своего наивысшего расцвета. Происходит объединение Золотой и Серебряной палат Московского Кремля с мастерскими Оружейной палаты под общим руководством оружейничего. Кремлевские мастерские становятся ведущим центром, синтезировавшим различные художественные тенденции.
Это период активного переосмысления человеком своего положения в окружающем мире. На смену средневековой закрепощенности постепенно приходит осознание собственной значимости, меняется взгляд на мир, поражающий человека разнообразием и материальной красотой. Более замысловатым становится декоративное решение не только светских бытовых предметов, но и произведений церковной утвари.
Многообразие технических приемов работы по металлу сочетается с использованием цветных эмалей; активно применяются насыщенные по цвету драгоценные и полудрагоценные камни. Роскошь и блеск — отныне эти понятия определяют характер прикладного искусства. Вторая половина семнадцатого столетия - период рассвета русской эмали. Мастера ювелировного дела осваивают трудоемкую технику нанесения эмали на высокий рельеф литого или чеканного изображения. Резьба и чернь приобретают все более живописный характер. Это время не только активных заимствований различных техник, но и освоения новых сюжетных композиций и приемов орнаментики.
Лекции Ольги Витальевны Клюкановой, старшего научного сотрудника отдела древнерусского искусства и Светланы Михайловны Бухман, кандидата наук, ведущего научного сотрудника отдела древнерусского искусства завершают цикл лекций к выставке Русского музея "Осень русского Средневековья"
Лекция "Прикладное искусство Руси на выставке "Осень русского Средневековья". Часть I
Лекция "Прикладное искусство Руси на выставке "Осень русского Средневековья". Часть II
Смотреть все лекции цикла на Медиапортале Русского музея
Старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея. Автор научных статей, по древнерусскому искусству, в том числе статьи «Памятники древнерусского прикладного искусства с историческими надписями «Русского музея» Павла Федоровича Коробанова».
Другие лекцииИсторик искусства, научный сотрудник отдела Древнерусского искусства Русского музея. Автор научных статей в изданиях «Светильники Древней Руси из собрания Русского музея», «Клады Древней Руси в собрании Русского музея», «Осень русского Средневековья. Искусство XVII века», «Коллекции Михаила и Сергея Боткиных», «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее».
Другие лекции