News

27 November 2019 Ekaterinburg, University

Выставка Александра и Татьяны Степановых "Театр-Театр"

Работы объединены темой театра в «двойном преломлении» – ассоциативно и сюжетно связаны с театром и социумом одновременно. В композиции используются известные театральные понятия: «занавес», «портал», «монолог», «арлекин», «декорация», «персонажи», «мизансцена» и др. Работы конфигуративно и структурно напоминают театральные эскизы, но не являются ими, т.к. главная их идея – это увидеть окружающий мир «сквозь театральность».

В содержании работ активно используется цвет, выполняющий функцию «ассоциативного коммуникатора». Также мы опираемся на такие тропы, как метафора, аллюзия, гипербола и др.

ОТ АВТОРОВ

Форма, как принято считать, передаёт ту или иную воздействующую на адресанта информацию во сзаимодействии с содержанием. Единство формы и содержания – это безусловный и безупречный критерий качества рожденного художником образа. Но кто доминирует в этом единстве – выявить сложно, а зачастую невозможно. Ситуативно выглядит это так: то содержание «ищет» свою форму… то форма «отыскивает» своё содержание… То есть единство их диалектическое. Форма и содержание находятся в ситуации борьбы между собой до тех пор, пока не установится их структурный синтез, образуется их целостность, монолитность. Содержание – это далеко не то, что поэт назвал «огнем, мерцающим в сосуде». Огонь в сосуде (или вода, или вино) – это скорее содержимое, а не содержание. Само содержание гораздо сложнее и глубже, а часто и вообще не имеет ясности, отчетливости. Чтобы его сформулировать, недостаточно языка вербального, пластического, музыкального или какого-либо другого. Содержание, как стихия, захватывает все языковые формы, проникает в них, интегрирует их, а также на них и влияет. Художник может управлять содержанием, но только в небольшой степени. Например, поставить содержание в зависимость от желаемых собственных условий. Это чаще всего желание того, что художник хочет понять, а потом поделиться (или не поделиться) этим с окружающими.

То есть, художник может идти от содержания. А передать его получается только формой. Вот тут и начинаются диалектические противоречия. Можно, конечно, идти и от формы к содержанию, но результат (при условии, если художник работает честно, искренне) всё равно будет таким же. Поэтому, как кому заблагорассудится.

Если посмотреть на наш проект «Театр-Театр» с этой точки зрения, то процесс его формирования связан с двумя векторами: от содержания к форме; от формы к содержанию. Эти векторы в нашей работе пересекаются, переплетаются, касаются друг друга и т.д. Но, в целом, все подчинено так называемому содержанию, которое можно определить, как взаимодействие театр – социум. Поскольку мы понимали, что пластически выразить это взаимодействие сложно (настолько оно многомерно и глубоко), то остановились на предъявлении концепта: это взаимодействие театр – социум есть. Потому, что театр вырос из социума, а, может быть, и социум появился из театра. Отсюда мы поставили задачу – обратить внимание зрителя на взаимодействие театра и социума в понятной пластической форме, не очень детализированной.

Такая форма в театральной среде называется эскиз. Она является промежуточной, предшествующей воплощению образа в материале на сцене. Такую же функцию эскиз выполняет и у художников-станковистов (и др.). Выбрав эскиз (как форму) для реализации нашего проекта, тем самым мы хотели сказать: проект не закончен, у него предполагается продолжение.

Открытие выставки состоялось 21 ноября в 17:30 в Мультимедиатеке и Выставочном зале Центра современной культуры УрФУ (Екатеринбург, Ленина 51, 4 этаж). Выставку посетило более 200 человек.

О ХУДОЖНИКАХ

Татьяна Степанова — художник, педагог, искусствовед. Доцент кафедры культурологии и дизайна УрФУ. Член Союза Художников России с 1996 года. Окончила Свердловское художественное училище в 1972 году, Уральский государственный университет — в 1982 году. Работы хранятся в собраниях ЕМИИ, картинной галерее Ирбита, в частных коллекциях России, Прибалтики, Украины, США, Италии, Японии, Германии, Франции, Израиля.

Александр Степанов — искусствовед, художник, педагог. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дизайна интерьера РГППУ. Окончил Уральский государственный университет в 1980 году. Член Союза художников России с 1997 года, член правления Екатеринбургской организации Союза художников РФ, один из организаторов всероссийского фестиваля УралГрафо.

Над выставкой работали: Тамара Галеева, Любовь Копосова, Наталья Пономорева, Влада Позднякова.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: