News

23 March 2020 Сланцы, библиотека (Лен. обл.)

Книжная выставка "Особый путь"

Государственный Русский музей – музей удивительный, вмещающий в себя эфирность академизма и сермяжную правду передвижников, фактографический реализм и теоретизированную беспредметность. Он многогранен и целостен, как и загадочная «русская душа». Наполняемый на протяжении всего XX века, фонд музея теперь является чем-то большим, чем только музейной коллекцией. К 125-летию со дня основания Русского музея мы подготовили книжную выставку «Особый путь», показывающую в контексте европейского искусства развитие искусства национального. Особенность его развития вы сможете определить для себя самостоятельно.

Разговор об истории Русского музея невозможен без рассказа об императоре Александре III, чье имя носил музей до революции. Что мы знаем об этой личности? В историографии, как это часто бывает, мнения о периоде царствования Александра Александровича полярно расходятся, но историческая наука – это не роман с героями и антигероями. Однако оставим историософию и вернемся к искусству. Мало кто помнит, что Александр был увлеченным коллекционером и порой конкурировал с Павлом Третьяковым на очередной выставке передвижников. Покупая картину, он говорил: «для будущего музея…». Император, как мало кто из правителей, ценил живопись за отражение действительности, за документальность. Даже если это изображение революционного подполья, как на картине Ильи Репина «Арест пропагандиста». Император благоволил Товариществу передвижных художественных выставок, но не только художники получали его поддержку. Александр III стал вдумчивым собеседником Достоевского, а Чайковский безмерно благодарил императорскую семью за оказание материальной помощи. В фонде Сланцевской библиотеки есть большая коллекция альбомов, монографий и антологий, посвященных жизни и творчеству художников, активный творческий период которых пришёлся на годы царствования Александра III. Познакомьтесь с историей культуры последней четверти XIX столетия, и Вам многое станет понятнее в настоящем.

Русская станковая живопись на протяжении нескольких веков развивалась сугубо в религиозном ключе. Говоря об изобразительном искусстве вплоть до XVI века, мы имеем в виду только иконопись. Обособленность русских княжеств определила длительный период «Средневековья», но обособленность эта была в большей степени территориальная, внутренние же стремления проявят себя позже, проявят и удивят опытную, искушенную европейскую и русскую публику.

Если говорить о развитии русского искусства XVII века, то нельзя не сказать о деяниях Петра I. Все до банальности просто – Петр увидел талантливых молодых людей (которые, однако, были всегда и при всех правителях, но не всем удалось получить необходимую поддержку) и отправил их учиться у итальянских и голландских мастеров. Молодые люди оказались удивительно хваткими учениками. Таким образом, в русском изобразительном искусстве произошел огромный скачок.  С этого момента и вплоть до середины века XIX русские художники вдохновенно и прилежно учились по художественным прописям.

Создание в 1871 году Товарищества передвижных художественных выставок и предшествовавший ему бунт выпускников Академии стал первым шагом художника к постановке своего художнического голоса… В фонде Сланцесвской библиотеке есть сборник писем и других документов, относящихся к периоду создания и последующей деятельности Товарищества, позволяющих проследить путь культурного и экономического развития страны.

Последнее десятилетие XIX и первая четверть XX века выражались неким творческим анархизмом, который во многом благотворно влиял на художника. Это был рубеж, когда русские художники перестали только учиться и стали создавать что-то принципиально новое, то есть в полном смысле рождать искусство.  Олицетворением этого периода был и Михаил Врубель. Вместе с ним целая плеяда художников начала привносить в живопись свой субъективный взгляд на окружающий мир и, что особенно важно, взгляд этот выражать именно своим художническим языком, не пытаясь примерить на себя роль писателя-романиста или журналиста. Художники этого периода поставили вопросы: что и как должен писать художник? Потом будет Авангард и следующий вопрос: зачем?

Знаменитый рубежный период, пестрящий художественными объединениями, именуемый Серебряным веком не только литературы, но и культуры вообще, закончился в начале 30-х годов, когда был учрежден, в том числе, и Союз художников СССР. Русское изобразительное искусство стало носить прикладной и политический характер. Таким образом, художники, сумевшие достигнуть творческой зрелости не в индивидуальном, а в абсолютном, общекультурном смысле этого слова были вынуждены заниматься рекламно-пропагандистско-документальной живописью. Власть претендовала на управление субъективностью художника – наиболее важным качеством в искусстве. Но талантливых и просто мастеровитых художников, вошедших в энциклопедию живописи в каждую эпоху, всегда было примерно в равных пропорциях, зато проницательный, насмотренный зритель сразу распознает подделанную субъективность.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: