12 March 2020
Лекция о выставке "Приключения черного квадрата"
Вторая лекция из цикла "Новейшие течения в выставках. Как они делаются?" была посвящена выставке "Приключения «Черного квадрата» К. Малевича".
«Черный квадрат» – картина, имеющая едва ли не самую громкую славу в истории мирового искусства. Дискуссии по ее поводу не иссякают целое столетие – она до сих пор служит символом всего современного. «Приключения» квадрата начинались еще при жизни художника и были запрограммированы им. Но на рубеже столетий интенсивность обращений к источнику сильно увеличивается, превращаясь в настоящий бум. Это срез времени в современном, актуальном искусстве взят за основу выставки – его главные признаки – стихия и неожиданность.
В выставке, которую сегодня мы бы назвали «блокбастером» участвовало 140 художников и более 400 произведений. Она «обещала» зрителю нечто иное, привлекательное (уже в самом названии). Реальный художественный процесс включал обилие всякого рода манипуляций, ассоциаций, апроприаций, аллюзий, диструкций и деконструкций с преобладанием иронических версий. Все это не традиционным образом сочеталось в залах – «механизм» неожиданных пересечений и сопоставлений собственно и составил основную драматургию проекта. Юмористические листы швейцарского художника Тэда Скапы, где герои, примеряющие квадрат на себя, «разбегаются» по полу, создавая для зрителя своеобразную навигацию, или сочетание баннера-фотографии как исторического фона знаменитой выставки «0,10», и фотографии с множеством квадратов, символизирующих новую конструктивность фирмы Армани. Весь корпус произведений включал и большое количество подлинников – триада Малевича «Квадрат», «Круг», «Крест» (1920-е годы, ГРМ), написанных для венецианской биеннале, «Квадрат» (1929, ГТГ), «Квадрат» (нач.1930-х) из эрмитажного собрания, супрематический фарфор, «Композиция с Джокондой» (1914) Казимира Малевича, и рядом столик из квадратов Эйлин Грей (1922), мебель для рабочих Николая Суетина и далее, далее...
Выставка дала незаконченный, но зримый образ дискуссии, которая во многом формировала стратегии развития актуального искусства.
В 1971 г. окончила институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, с 1971 работает в Государственном Русском музее.
Старший научный сотрудник Отдела новейших течений Русского музея, член Петербургского отделения Международной ассоциации искусствоведов (AICA).
Постоянно занимается коллекционированием произведений для собрания государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Это весьма специфические коллекции, представляющие интересные локальные явления российского и, в частности, петербургского искусства - скульптура, теряющая черты своей пластической наполненности и обретающая качества пространственной инсталляции, или, наоборот, скульптура, пластические черты которой -может быть, последняя реалия, сохранившаяся в петербургской школе; не зафиксированный советскими искусствоведами стиль ар деко (art deko), давший уникальные произведения в текстиле и фарфоровой пластике; современный дизайн, который в классическом его понимании не характерен для русского искусства, представляющего редкие работы новой школы.
Как экспозиционера и куратора выставок современного искусства, ее увлекает задача создания "образа" искусства, соединения разных по видам и временам произведений, репрезентации стилей и связанных с этим экспозиционных проблем.