News

09 March 2021

«Школа цифрового развития музеев» приглашает на онлайн-курсы

9 марта стартовал второй поток онлайн-курсов для музейных специалистов в рамках проекта «Школа цифрового развития музеев». Слушатели могут пройти обучение под руководством экспертов из крупнейших музеев, ВУЗов и туристических организаций России. Об основных особенностях нового музейного проекта мы попросили рассказать Илью Сергеевича Тамбовцева, куратора курса «Проведение онлайн-мероприятий» Школы цифрового развития музеев, куратора проекта Hermitage Online, начальника сектора связи ОЭ РХЦ «Старая Деревня» Государственного Эрмитажа.

- Илья Сергеевич, как давно существует «Школа развития музеев»?

Полное название проекта «Школа цифрового развития музеев», он создан в 2020 году Советом по цифровому развитию музеев при ИКОМ России.

Основной задачей Школы является развитие цифровых компетенций и повышение цифровой грамотности руководителей, сотрудников музеев и студентов, обучающихся музейному делу.

- Какова задача первого цикла курсов «Инструменты и технологии» и какие направления он включает?

Проведенное исследование, посвященное влиянию цифровых технологий на работу музейных сотрудников, определило список актуальных тем для первого цикла онлайн-курсов.

Темы курсов:

  • Курс «Проведение онлайн-мероприятий»
  • Курс «Основы видеосъемки для музеев»
  • Курс «Основы видеомонтажа для музеев»
  • Курс «Основы цифровой доступности»
  • Курс «Фотосъемка в музее»
  • Курс «Основы цифровой обработки изображений и хранения цифровых данных»
  • Курс «Практика применения электронных таблиц»
  • Курс «Подготовка профессиональных презентаций»
  • Курс «Культура цифровых коммуникаций»
  • Курс «Запись и монтаж аудиогидов»

Первый курс, который был запущен, называется «Проведение онлайн-мероприятий». Курс был проведен с 15 января до 31 января и собрал массу положительных отзывов.

Остальные курсы активно создаются и планируются к запуску в ближайшее время.

Возможно, будут дополнительные темы курсов в рамках первого цикла, следите за анонсами на сайте ИКОМ России http://icom-russia.com/ .

Первый цикл Школы цифрового развития выходит при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, в партнерстве с компанией Panasonic Россия и образовательной платформой Core, а также компанией Movavi.

Мы всегда готовы к сотрудничеству и по мере выхода курсов список партнеров постоянно растет.

- Кто участвует в разработке курсов?

В разработке курсов активное участие принимают члены Совета по цифровому развитию при ИКОМ России, а также приглашенные специалисты ИТ музейной сферы и представители компаний.

Подробнее со списком кураторов и преподавателей курса вы можете ознакомиться на странице Школы цифрового развития музеев при ИКОМ России.

- Как Вы думаете, связано ли появление курсов в 2020 году с пандемией и вызванными ей специфическими изменениями в работе музеев?

Очень хороший вопрос. Совет по цифровому развитию музеев в течении длительного времени занимается подготовкой методических пособий, обучением, проведением конференций, нацеленных на повышение цифровой грамотности сотрудников музеев. ИТ отрасль в нашей стране, не только в музейной сфере, развивается очень медленно. Пандемия COVID-19 послужила импульсом развития цифровых технологий для всех сфер экономики. Когда музеи стали закрывать на карантин, очень остро встал вопрос перехода в цифровую среду. Многие к такому переходу оказались просто не готовы. Основные причины – отсутствие инфраструктуры и компетентных сотрудников.

Думаю, что интерес к данным курсам со стороны музеев вызван именно желанием руководителей и сотрудников получить дополнительные знания в области цифровых технологий для применения в своей работе.

А если прямо ответить на Ваш вопрос – думаю, что такие курсы появились бы в любом случае, но благодаря пандемии они вышли намного раньше, чем могли бы выйти.

- Каковы отличия в принципах набора слушателей и в учебной программе первого и второго потока курсов?

К участию в первом потоке курсов приглашаются грантополучатели и выпускники программ Благотворительного фонда Владимира Потанина, работающие в музейной сфере.

Для участия в курсе необходимо заполнить регистрационную форму и подготовить мотивационное письмо с аргументами вашего желания пройти этот курс.

На втором потоке у участников не будет возможности получить консультации у преподавателей. На второй поток будут допущены сотрудники музеев и студенты (обучающиеся музейному делу). Желающим пройти обучение необходимо заполнить регистрационную форму на сайте ИКОМ России.

Хочется отдельно поблагодарить коллег - участников первого курса первого потока. У них было преимущество, они работали с преподавателями в режиме онлайн, такой возможности не будет у  слушателей второго потока. Но только благодаря первому потоку, мы смогли адаптировать курс для запуска в автоматическом режиме.

Обращаю ваше внимание, что количество участников первого и второго потока ограничены. Первый поток 30-40 человек, второй поток – 500 человек (ограничение связано с  возможностями платформы).  Но если заявок на участие будет больше, мы рассмотрим варианты увеличения количества обучающихся на платформе.

Набор на второй поток курса «Проведение онлайн-мероприятий» уже начался, подробнее можете ознакомиться пройдя по ссылке.

- В чем, по Вашему мнению, заключаются плюсы и минусы формата, который будет применяться для второго потока курсов?

Основной плюс формата – курс будет доступен большему количеству желающих и время на прохождение будет около месяца (на первом потоке время прохождения курса было 2 недели). Комфортно один преподаватель может работать максимум с 30 людьми, запуск второго потока позволит увеличить охват аудитории в 10–15 раз.

Из минусов – при прохождении курса у участников не будет возможности задать вопрос преподавателям, так что прохождение будет немного сложнее.

- Получат ли слушатели свидетельства об окончании курсов, и будут ли отличия в этих документах для первого и второго потока обучения?

После прохождения всех уроков и проверки итогового задания слушатели первого потока получили именные Сертификаты о прохождении курса.

Слушатели второго потока получат знания и Диплом участника.

- Планируется ли организация онлайн-курсов, связанных с другими направлениями в работе музеев? Например, с цифровым дизайном экспозиционного пространства, или с использованием мультимедиа на экспозиции?

Мы не стоим на месте, все время изучаем новые технологии и с удовольствием делимся с другими. Всегда готовы поделиться тем, что знаем, а если не знаем – изучить и рассказать.

После окончания первого цикла курсов, мы проведем новое исследование, в котором выясним, какие темы необходимо раскрыть в последующих циклах.

 Думаю, что онлайн-курсы будут пользоваться большим спросом, и мы в свою очередь, постараемся разнообразить программу обучения актуальными и интересными темами.

 

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: