News

26 October 2021 Yaroslavl

«Всякое дыхание да славит Господа»

26 октября 2021 года в интерактивном классе Культурно-просветительского центра имени В.В.Терешковой состоялась встреча студенческой молодежи Ярославля из цикла «История одного шедевра» в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» и ежегодной цифровой акции Государственного Русского музея «Неделя Покрова», посвященной одному из наиболее почитаемых праздников Русской Православной Церкви – Покрову Пресвятой Богородицы.

В мероприятии участвовали представители волонтерско-благотворительного студенческого объединения «Православное Собрание молодежи», студенты ЯГПУ имени К.Д.Ушинского, Ярославской духовной семинарии. От имени директора Центра Ирины Николаевны Трофилевой собравшихся приветствовала заместитель директора Екатерина Тихомирова. Модератор встречи – Ирина Григорьева, редактор методического отдела Центра, член Союза журналистов России.

Об истории любимого на Руси праздника Покрова и Влахернском чуде, об особенностях русского народного духовного искусства шла речь на встрече с демонстрацией мультимедийного фильма из собрания медиатеки Русского музея.

Фильм «Всякое дыхание да хвалит Господа» (автор проекта – директор Государственного Русского музея Владимир Гусев) посвящен особому виду печатной графики: это духовный лубок второй половины XVIII – начала XX века. Лубок был известен и в Европе, и на Востоке, и на Руси, а его тематическое разнообразие просто поражает воображение. «Резали» картинки не только на липовых, но и на грушевых, кленовых, пальмовых досках. Все они  – словно раскрытые книги, надо только научиться их читать.

Из дошедших до нас произведений народной гравюры подавляющее большинство составляют именно лубки духовного содержания. Духовная народная картинка стремилась к воспроизведению иконографии и стиля допетровских иконописных памятников, дополняя их узнаваемыми цитатами, пояснениями, комментариями.

Листы на ветхозаветные и евангельские сюжеты, сюжеты из житий святых, которые в крестьянском и городском быту должны были заменить собою дорогостоящие иконы, дают зримое представление о том, как на протяжении более полутора столетий изменялись иконография, сюжетный репертуар, стиль и техника исполнения лубочной гравюры. Религиозный лубок помогал «бедным» (так еще в 17 веке называли малограмотных) лучше понимать основы вероучения и эмоционально переживать запечатленное в иконах «умозрение». Не случайно в музейной практике духовный лубок органично сочетается с аналогичными ему по иконографии и стилю произведениями иконописи и народного прикладного искусства.

При полном отсутствии авторского текста мультиплицированная лента «Всякое дыхание да хвалит Господа» сопровождается музыкой ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин». Тексты старинных духовных песен «Душа моя предвечная», «Я умом ходила в город Вифлеем», «Что тебе надо, грешный человече» с аутентичным аккомпанементом (звук колесной лиры) особым образом сочетаются с превосходной по качеству коллекцией религиозного лубка Русского музея, помогая полноценному восприятию истории шедевров народной национальной живописи.

Особое внимание заслужил более поздний иконографический извод «Архангел Михаил – Грозный Воевода»: прототип выразительного лубочного офорта «Святой Архистратиг Михаил – Грозных сил воевода». Любимый образ огненного святого предводителя всех Ангельских Небесных сил бесплотных получил широкое распространение в среде старообрядцев, считавших, что апокалиптические времена уже наступили.

В 1721 году правительство обратило более пристальное внимание на народное искусство, и картинки, как мощное средство пропаганды, к свободной продаже запретило. Их можно было тиражировать только в типографиях и только по специальному разрешению.

В XIX веке лубок особенно полюбили крестьяне. Продаваемые офенями-коробейниками оттиски – и доступные полкопеечные «простовики» на дешевой серой бумаге, и 25-копеечные, а то и «дорогие» рублевые картинки – украшали стены практически каждой деревенской избы. Здесь иногда перед восковой свечкой в красном углу, на одной полочке с духовной картинкой, мог мирно уживаться лубок с популярнейшими персонажами сказочного сюжета, где Бова Королевич сражался с Полканом (рыцарем с телом пса или коня и торсом человека, в некоторых вариантах кинокефалом – с пёсьей головой, обладающим огромной силой и скоростью, способным скачками перемещаться на большие расстояния: «семь вёрст за один скок»).

Коллекционеры-печатники охотно собирали разообразные образцы лубяных досок, но, к сожалению, многие из них не дошли до нас, были утрачены, сгорели при пожаре.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона так определяет это явление: «Лубочные картинки для любителей и исследователей русской старины представляют высокий интерес: они ярко отражают в себе дух народа, служат драгоценным пособием для изучения его быта и нравов, дают понятие о том, чем пробавлялся он по части художеств, знакомят с его верованиями, воззрениями и предрассудками, со всем тем, что занимало и забавляло его, в чем сказывалось его остроумие.»

Знать и профессиональные художники считали этот жанр низкопробным, но при этом тиражи лубков исчислялись тысячами, а с развитием печатного дела – десятками и сотнями тысяч оттисков. В то же время именно технический прогресс, развитие массового книгопечатания и поспособствовал закату  популярности этого вида народного искусства в начале ХХ века.

Сегодня интерес к русскому лубку возрождается. Современные художники успешно используют средневековую лубочную стилистику во всей ее сложной простоте: как в мультипликации, дизайне, так и в отрисовке комиксов и мемов. В Инете можно найти изображение Терминатора, выполненное в подобной манере со словами «Я вернусь».

При обсуждении явления все сошлись во мнении, что народная картинка по-прежнему жива и притягивает внимание даже искушенной публики. Вот колоритный цикл мультфильмов «Смех и горе у бела моря» студии «Союзмультфильм» – «Архангельские новеллы», «Волшебное кольцо», «Поморская быль», а также «Мистер Пронька» и другие сказки Бориса Шергина и Степана Писахова – снискали прочную народную любовь, доказав, что время не властно над настоящим искусством.

Традиционная встреча представителей ярославского студенчества проходила в теплой дружественной обстановке с учетом всех требований антиковидной защиты и завершилась без чаепития.

tags

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: