22 December 2021
Онлайн-лекция «Лев Юдин»
Лекция была посвящена выставке «Лев Юдин: «сказать – свое», которая проходила в мае-июне 2021 года в залах Михайловского замка.
Художник более всего известен сегодня благодаря принадлежности к кругу Малевича. Действительно, встреча с Учителем оказала «формообразующее» воздействие на его судьбу. Однако Юдин заслужил и собственное место в истории: он вырос в самостоятельного, глубокого и разностороннего мастера, которому удалось «сказать – свое» в искусстве. Это «свое» могло бы быть еще более выраженным, но некоторые из намеченных художником многообещающих творческих маршрутов, по условиям времени, оборвались в самом начале (например, путь, близкий обэриутам, или движение в сторону сюрреализма). Жизнь оказалась короткой, а многие произведения были утрачены.
Профессиональное образование Лев Юдин получил в родном Витебске, в знаменитом теперь Художественно-практическом институте. Был активным членом созданного Малевичем Уновиса (утвердители нового искусства): носил на рукаве черный квадрат – знак посвященных, писал теоретические статьи, участвовал в митингах и выставках, рассуждал о силе и скорости, весе и безвесии, экономии и утилитарности, о контрастах и сдвигах, овладевал методом и мировоззрением супрематизма. Вел дневник, тем самым, обеспечив потомкам уникальную возможность не только войти в «рабочую лабораторию» движения, но и ощутить его психологическую атмосферу.
Затем - Петроград, Музей и Институт художественной культуры, научный метод в искусстве. В руководимом Малевичем Отделе живописной культуры Лев Юдин возглавлял лабораторию формы. Именно ему был поручен самый ответственный участок - оформление теории прибавочного элемента по разделу кубизма.
В процессе научно-художественной работы все чаще возникали сомнения. Перестали удовлетворять знание чужой формы и мышление элементами, наскучили универсальные закономерности – хотелось выйти к тому, «что отделяет от других». К концу 1920-х произошла переоценка ценностей. Возник и упрочился «интерес к эмоциональному, личному», возросла роль натурных впечатлений, все больше и больше привлекал «реальный, осязательный, бесконечно индивидуальный и неповторимый мир». Юдин и его друзья (Вера Ермолаева, Константин Рождественский, Анна Лепорская, Владимир Стерлигов) обозначили новый метод понятием «пластический реализм». Они желали, не поступаясь наработанной культурой формообразования, возобновить утраченные связи искусства с реальностью, сохранить в процессе обобщения «возможность наблюдения за природой». Юдин так обозначил вектор развития: «стремление личности установить какое-то живое, конкретное равновесие между собою и действительностью, опираясь исключительно на свои пластические средства». Вместе с тем это «равновесие» не было безмятежным, Юдин в простых сюжетах умел видеть и передавать то, что определял в дневнике как «непостижимую странность самых обычных вещей», как «жгучую остроту существования».
Лев Юдин погиб в ноябре 1941 года под Ленинградом. Накануне пришло известие о предоставленной ему ЛОСХовской броне. Юдин отказался: ощущал ответственность за вверенных ему, командиру взвода, бойцов.
И на войне он продолжал оставаться художником. Во время перекура доставал из кармана гимнастерки маленькие ножницы и резал удивительные силуэты. Размышлял об искусстве, вспоминая великих мастеров: «Опять встают передо мною любимые вещи. Нет, они пережили аркебузы и каменные ядра, переживут и танки и газы. С Рембрандтом ничего не поделаешь. Это очень утешительно».
В экспозиции выставки, о которой шла речь, нашли отражение все периоды развития мастера: кубистические и супрематические опыты, связанные с витебским Уновисом и ленинградским Гинхуком, «странная» графика конца 1920-х и гротескно-бытовая начала следующего десятилетия, пластический реализм (с сюрреалистическими «поправками») живописных натюрмортов и пейзажей второй половины 1930-х, соединяющих умение «строить» со стремлением «переживать», свободный, раскрепощенный рисунок предвоенных лет, передающий непрерывность и естественное течение жизни.
На выставке были также представлены иллюстрации детских книг и журналов, резцовые гравюры, линогравюры, эскизы для парфюмерии, уникальные фотографии бумажной скульптуры, архивные материалы. Экспозицию составили произведения из государственных (Русский музей, Третьяковская галерея, Государственный музей «Царскосельская коллекция») и частных собраний.
Искусствовед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, член Всероссийской Ассоциации историков искусства и художественных критиков (АИС).
Область основных научных интересов - русский авангард и современное искусство. Автор более 150 публикаций, куратор более 40 выставочных проектов, осуществлённых в пространствах Русского музея, в том числе «В поисках современного стиля» (2018), «Звучащее вещество» (2012), «В круге Малевича» (2000), «Музей в Музее. Коллекция Музея художественной культуры в собрании Русского музея» (1998) и других.