20 April 2022
Онлайн-лекция «Из ада изведенные: Михаил Врубель, Фридрих Ницше: искусство после «смерти Бога»»
«Искусство есть чудовищный и блистательный ад. Из мрака этого ада выводит художник свои образы», сказал Александр Блок на похоронах Михаила Врубеля в 1910 году. Врубель родился в середине XIX века, получил образование в Академии художеств, но в равной степени был далек как от передвижничества, так и от академизма. В его творчестве отразились и типичный для времени «историзм» (от средневековой Руси до Ренессанса), и характерный для рубежа XIX-XX веков «стиль модерн». По мировоззрению художник принадлежал эпохе символизма (был заклеймен народниками как «декадент»). В обстановке позитивистской критики христианства, Врубель воплотил в своем творчестве образ трагического персонажа, Демона, рожденного романтической традицией, но несущего в себе «предельный, рубежный» пафос религиозно-философского релятивизма (ницшеанской «смерти Бога»). В формально-стилистическом плане живописец, можно сказать, выламывался из рамок «модерна»; в поисках выразительных возможностей создал буквально «сверхчеловеческие» картины, вызвавшие интерес молодого Пикассо. По достоинству Врубель был оценен только мастерами авангарда; некоторые видели в нем своеобразного «предтечу».
Трансляция лекции прошла на Youtube канале «Виртуальный Русский музей», Медиапортале и в социальных сетях Русского музея.
Доктор философских наук, искусствовед, профессор, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей. В 2009 защитил докторскую диссертацию по теме: «Археология визуальности на материале русской живописи XIX – начала ХХ веков».
Преподавал историю русского искусства в университетах США, преподает в Голландском институте в Санкт-Петербурге, в Санкт-Петербургской консерватории, а также в Европейском университете для иностранных студентов.
Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор трех книг: «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007), «Хищный глаз. Новые очерки по археологии визуальности» (СПб., АРС, 2015).
Другие лекции