28 April 2022
Онлайн-лекция «От первой реставрационной мастерской до службы реставрации музейных ценностей». Из программы эфиров «Профессия – реставратор»
Программу эфиров «Профессия – реставратор» открыла лекция Евгения Сергеевича Солдатенкова, начальника Службы реставрации музейных ценностей Русского музея.
Лекция была посвящена истории возникновения и развития реставрационных мастерских в Русском музее. Зрители узнали, как осуществлялись наблюдения за состоянием коллекции после открытия музея в 1898 году и в начале ХХ века, как была создана первая музейная реставрационная мастерская, какие трудности пришлось преодолевать реставраторам в сложные исторические периоды. Особое внимание было уделено характеристике и истории формирования реставрационной школы, которая складывалась в Русском музее в 1920-х – 1970-х годах. Речь также шла о современных принципах реставрации и о том, как работают реставрационные мастерские музея сегодня.
Трансляция прошли на Медиапортале Русского музея, портале Культура РФ и в социальных сетях ВКонтакте и Одноклассники.
Начальник Службы реставрации музейных ценностей, заслуженный работник культуры РФ
Родился в Ленинграде 25 сентября 1959 года.
В 1974 году окончил Художественную школу No.1 Дзержинского района г. Ленинграда.
В 1974 году поступил в Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова (реставрационное отделение), которое окончил в 1978 году, получив специальность «художник-реставратор станковой живописи».
С 1978 года - художник-реставратор мастерской реставрации масляной живописи Отдела реставрации Русского музея.
С 1978 по 1980 годы - срочная служба в рядах вооруженных сил СССР. В 1980 году во время службы в Прибалтийском военном округе, по разрешению командования части, сдал экзамены и поступил на живописное отделение Государственной Академии художеств им Т. Залькалнс (ГАХ), Рига, Латвийская ССР.
В 1981 году, закончив I курс ГАХ перевелся для продолжения обучения в Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (отделение теории и истории искусства), который окончил в 1984 году.
В 1987 году за "большой вклад в сохранение отечественного культурного наследия" Е.С. Солдатенков в составе группы реставраторов Русского музея был удостоен звания "Лауреат премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства".
В 1988 году, совместно с программистом отдела информатики Русского музея к.н. Н.И. Тертеровым, создал первую в России базу компьютерных данных по реставрации произведений живописи, которая просуществовала до 1991 года, став прообразом будущей информационной системы "КАМИС".
В 1991 году прошел стажировку в Институте реставрации им. Гамильтона Керра при Кембриджском университете (Великобритания), в рамках программы по обмену опытом между реставраторами двух стран, где обучался методикам применения в европейской реставрационной школе синтетических материалов.
В 1993 году прошел стажировку в рамках обменной программы «Русский музей - Музей искусств Метрополитен (США) (Metropolitan Museum of Art)», где знакомился с современными методами использования в североамериканской школе реставрации синтетических материалов. На совместных семинарах познакомил американских коллег с особенностями российской школы реставрации, с основными принципами и приемами использования натуральных природных материалов в процессах укрепления авторской живописи, дублирования холстов, подведения реставрационных кромок и пр.
Накопленный опыт и знания Е.С. Солдатенков с успехом применял на практике при работе с произведениями из коллекции Русского музея. Выполнил целый ряд уникальных реставрационных работ над шедеврами отечественного искусства. В частности, в 1995 году, совместно с И.Н. Корняковой и А.В. Мининым, провел сложную реставрацию монументальной картины К.П. Брюллова "Последний день Помпеи". Был проведен значительный комплекс работ - укрепление красочного слоя, классическое дублирование с рабочего подрамника на новый холст, работы по удалению загрязнений, старых кромок и пластырей с тыльной стороны, регенерации старого лака и тонирование утрат. Совместно с реставратором высшей категории А.В. Мининым осуществлял реставрационную подготовку большемерных художественных произведений для цикла выставок "Агитация за счастье".
С 1996 по 2004 гг. являлся членом рабочей группы и Президиума Государственной комиссии по аттестации реставраторов при Министерстве культуры СССР (затем - "Министерстве культуры РФ") вплоть до ликвидации Комиссии в 2004 году.
В 2004 году награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга". В 2005 году за заслуги в сохранении культурного наследия России награжден ведомственной наградой - "Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации". В 2008 году присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации". В 2008 году удостоен ведомственной награды - "Почетный знак 30 лет в музее".
С 1996 по 2004 гг. - заведующий Отделом реставрации экспонатов.
С 2004 по 2018 гг. - заведующий Отделом реставрации музейных ценностей.
С 2013 года - член государственной Аттестационной комиссии (секция живописи) Министерства культуры Российской Федерации по проведению аттестации специалистов в области сохранения культурного наследия <..>, в области реставрации.
С 1 января 2019 года - начальник Службы реставрации музейных ценностей Русского музея.
Член Государственных экзаменационных комиссий и член Реставрационных советов Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.