News

Три занятия в разные дни для групп первоклассников Сланцевской художественной школы Slantsy (Leningrad region)

Восстанавливать, беречь, сохранять!

«Стирает Время красок блеск.
На всём его следы…
И мастера не пощадит труды:
Как будто слышен треск
Холста портретного, что на стене
Давным-давно висит,
Ведёт с ним бой наедине
И ветхостью грозит.

Но чья-то добрая рука
Вмешалась в этот раз —
Портрет подправила слегка,
И радует он глаз[…..]

Стихотворение Светланы Сазоновой_Лань (https://www.inpearls.ru/author/svetlana+sazonova-lan )

 

                Немногие  смогут на предложенной фотографии (из фотоархива Государственного музея-заповедника «Царское село») https://tzar.ru/science/curatorsarchive/lmp_war   узнать Арабесковую комнату Екатерининского дворца в  Пушкине. Возвращение этого объекта исторического и культурного наследия, как и множества других, стало возможным благодаря кропотливой работе множества специалистов. Среди них ведущее место занимают РЕСТАВРАТОРЫ, а знакомство с особенностями их работы было положено в основу занятий с обучающимися первых классов Сланцевской ДХШ  в виртуальном филиале Русского музея. В течение занятий раскрылись понятия «музейный реставратор», «консерватор», «поновитель», были сформулированы основные цели и принципы реставрационной работы. Поскольку на наших занятиях  лекциям отводится лишь небольшая часть,  а значительное временное пространство занимает активное включение ребят в обсуждение, игру, практическую деятельность, то после просмотра видеосюжета имел место настоящий блиц-опрос. Пришлось проводить «реставрационные работы» по восстановлению памяти и внимания через быстрые ответы на вопросы.

                Далее состоялось знакомство с некоторыми особенностями деятельности настоящих хранителей истории — музейных работников: акты приема, книги учета, картотеки и самое интересное — легенды музейных экспонатов. Самая интересная составляющая занятия, конечно, практика. В одной из групп ребятам было предложено составить и презентовать легенду вымышленного предмета, который «передается в дар музею». А две другие группы пытались только лишь по изображению и предложенному плану определить легенду музейного экспоната. Хитрость состояла в том, что в качестве объекта была взята МИКРОминиатюра Анатолия Коненко «Хамелеон» ( https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%90%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#%D0%A7%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B2._%D0%A5%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD_0,9%C3%970,9_%D0%BC%D0%BC  ). Да, догадаться смогли ребята только о содержании двух пунктов плана легенды. Но самое главное — проснулся познавательный интерес!

                Жаль, что посещение  настоящей реставрационной мастерской на занятии невозможно, но разрезные картинки смогли немного прикоснуться к профессии реставратора через единство цели - «восстановление целостности объекта».  Любители изобразительного искусства восстанавливали распечатанные репродукции картин Ивана Билибина (https://rusmuseumvrm.ru/reference/classifier/author/bilibin_ivan_yakovlevich/index.php ).

                Сюрпризом для будущих художников стал «Музей в чемодане», который помог не просто прикоснуться к истории уже отдельной организации — Дома творчества. Но! Не просто так! Немного еще попрактиковались по теме «Легенда музейного экспоната», повторили некоторые термины.

                На сегодня все, друзья. Как говорится, продолжение следует….


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: