News

14 April 2023 Slantsy (Leningrad region)

До 20 века рукой подать

Учебный год все ближе подбирается к летним каникулам, а «Русский музей: виртуальный филиал» в Доме творчества не стал ходить далеко, обратил свой взор в 40-80-е годы прошлого столетия. Пятиклассники Сланцевской художественной школы снова стали активными исследователями динамики изменения акцентов искусства СССР в течение почти сорока лет. Безусловно, ответ на вопрос «какова была основная тема для произведений живописи в конце 40-х годов» был дан сразу: мужество советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года, память о его подвиге. Репродукции картин подтвердили эту догадку: например, «Народ в Великой Отечественной войне» Дайнеки А.А., 1948; «Сталинградцы» Самохвалова А.Н., 1947;  «Русский солдат» Невежина Ф.И.,  1947; более поздние – «Горе матерей», Б.И.Пророкова, 1961 и другие. Следующий вопрос, почему в то же время стали появляться такие светлые картины, как «Хлеб» кисти Бубнова А.П., 1948; или «Отдых строительниц» (Пименов Ю.И., 1949)  Подсказкой стала репродукция картины «На мирных полях» (Мыльников А.А., 1950). Конечно, потому, что хотелось мирно жить и трудиться, помогать стране подниматься из руин. Побеседовали о том, какой образ советского человека формировался в то время. В этом нам помогли произведения Дайнеки А.А. и Жилинского Д.Д. Особенно интересно было провести аналогию между картиной «У моря» и некоторыми образами на произведениях эпохи Возрождения.( https://my.tretyakov.ru/app/masterpiece/8501 ).

Постарались раскрыть понятие «суровый стиль» через картину «Полярники» братьев Смолиных. И ребята поняли, что многие художники старались создать работы, в которых «современный человек изображался без прикрас в аскезе трудовых будней. Их герои напрямую обращались к зрителю с полотен, по форме и размеру приближенных к монументальным настенным росписям, провоцируя состояние сопричастности, сопереживания. Человек „сурового стиля“ пребывал в состоянии романтического противостояния, борьбы с внешними обстоятельствами, сопротивляющейся, враждебной природой, с собственными слабостями. Внимание художников часто привлекали люди экстремальных профессий, чьи образы позволяли раскрыть этот конфликт особенно ярко» (https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_8458/index.php ). Кроме того, сравнили создаваемые образы нашей страны через эпический пейзаж на примере произведений Нисского, про работы которого Александр Дайнека сказал: «Его работы — не виды определенных мест, существующих на нашей планете, но своего рода эталоны лесов, полян, деревень. Именно потому, что в основе работ Нисского всегда лежит широкая обобщенная мысль, они звучат эпически" (https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-8748/index.php ) и сохранение народных традиций через натюрморты В.Ф. Стожарова.

Казалось, что шаг за шагом занятие в русле беседы пройдет также через скульптуру и архитектуру 40-80-х годов. Но именно на скульптуре размеренность завершилась: после сообщения о развитии всех видов скульптуры, о воплощении в памятниках героев и жертв прошедшей войны, исторических  личностей, деятелей культуры и искусства, о воплощении идей через форму, ребятам было предложено самим выступить в роли лекторов. Получив краткую информацию о памятнике Юрию Долгорукому, Александру Матросову, Владимиру Маяковскому и Александру Пушкину, необходимо было ее разнообразить при помощи Интернет-источников и озвучить в максимально интересной форме. Как оказалось, в условиях ограничения времени трудно найти занимательные факты да еще рассказывать так, чтобы тебя слушали. Вот где пригодились приобретенные в школе метапредметные навыки!!!

О зарождающейся  в 60-70-е годы оппозиции официальному искусству, творческой свободе самовыражения поговорили на примере творчества Эрнста Неизвестного, в том числе мемориала «Маска скорби». Сравнили также принципы построения мемориалов.

В завершении занятия, как всегда,  нашлось место творческой работе. Поскольку слушатели очень умные и активные, попытались начать создавать на одной из Интернет-платформ интерактивное задание для сверстников. Да, весенний вечер пятницы звал домой, но задание все же было выполнено!

На этом месте в завершении то ли лекции, то ли краткого изложения конспекта занятия поставим точку. Или все же многоточие?)))


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: