26 July 2023
«Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России» – о выставке в Русском музее
26 июля состоялась онлайн-лекция Алексея Алексеевича Курбановского о выставке «Вдохновленные классикой. Неоклассицизм в России». Наряду с авангардным движением неоклассицизм – крупнейшее направление в отечественном искусстве начала двадцатого столетия, оказавшее существенное влияние также на отечественную архитектуру, театр, музыку, моду и повседневную жизнь.
Экспозицию Русского музея, которая до 11 сентября представлена в Корпусе Бенуа, составляют произведения живописи, графики и скульптуры из собрания Русского музея. Зрители познакомятся с работами Валентина Серова, Льва Бакста, Константина Сомова, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Яковлева, Василия Шухаева, Георгия Нарбута, Сергея Чехонина, Сергея Коненкова, Александра Матвеева, Ивана Фомина, Александра Самохвалова и других талантливых мастеров, формировавших неповторимый облик русского неоклассицизма.
Расцвет неоклассицизма в России конца 1900-х – начала 1910-х годов, совпавший со строительным бумом перед Первой мировой войной, преобразил не только сотни больших и малых городов, но и дворянские усадьбы. Вновь становится актуальной идея синтеза искусств. Зодчие, работавшие в это время, не мыслили свои сооружения без скульптуры и монументальной живописи. В этой сфере активно работали живописцы Е. Лансере, М. Добужинский, И. Нивинский, А. Яковлев и В. Шухаев, Н. Тырса, В. Конашевич, а в последний год своей жизни и Валентин Серов.
Подлинный расцвет скульптура неоклассицизма переживает в творчестве С. Коненкова и А. Матвеева. Множество зданий Петербурга, возведенных в начале ХХ века, своими скульптурами и рельефами украсил В. Кузнецов. Крупнейшим образцом осуществления неоклассической программы в монументальном искусстве предреволюционной поры стал Казанский вокзал в Москве. Его строители привлекли к проектированию монументальных композиций, призванных украсить интерьеры вокзала, целую плеяду мастеров «Мира искусства» (А. Бенуа, Е. Лансере, М. Добужинского, З. Серебрякову, Б. Кустодиева, Н. Рериха, П. Кузнецова, А. Яковлева). Художники, работавшие над эскизами росписей и панно, полагали, что вновь возвращается эпоха «высокого стиля», эпоха Д. Тьеполо и А. Перезинотти, великих монументалистов XVIII столетия. Однако вследствие революционных событий 1917 года и Гражданской войны ни один из множества готовых проектов убранства Казанского вокзала не был реализован. Ряд произведений, связанных с подготовкой монументальных композиций для этого архитектурного сооружения и хранящихся в Русском музее, также включен в экспозицию выставки.
Доктор философских наук, искусствовед, профессор, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей. В 2009 защитил докторскую диссертацию по теме: «Археология визуальности на материале русской живописи XIX – начала ХХ веков».
Преподавал историю русского искусства в университетах США, преподает в Голландском институте в Санкт-Петербурге, в Санкт-Петербургской консерватории, а также в Европейском университете для иностранных студентов.
Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор трех книг: «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007), «Хищный глаз. Новые очерки по археологии визуальности» (СПб., АРС, 2015).
Другие лекции