News

01 November 2023 Pesochny (St.Petersburg)

«В краю летающих коров. Марк Шагал».

Марк Шагал — один из самых необычных художников XX века.

На его полотнах люди и лошади взлетают в воздух, коровы играют на скрипке, огромные козы и петухи несутся по улицам, катая на себе цирковых артистов. Абсурд? Сказка? Или сложный набор символов, разгадать смысл которых под силу только опытному искусствоведу? Шагал редко рассказывал о работах, так как считал, что любые объяснения сбивают зрителя с толку. Каждый видит в его картинах что-то своё: трогательные воспоминания о детстве, первозданный хаос, причудливое сновидение или непонятную мазню

Коровы и козы постоянно появлялись на полотнах художника. Так, в Париже он создал работу «России, ослам и другим» (1912), где изображены молочница с отделившейся от тела головой, корова и церковные купола. По мнению некоторых искусствоведов, парящая голова — отсылка к выражению «голова в облаках», которое используют по отношению к мечтательному, оторванному от реальности человеку. Шагал, рассказывая о детских переживаниях, писал: «Голова моя легко отделяется от тела и уносится плакать куда-нибудь поближе к кухне, где стряпают рыбу».

Возможно, молочница замечталась, увлёкшись созерцанием тёмного неба. Сочленения её тела художник обозначил как изгибы созвездия — женщина будто превратилась в водолея, льющего воду на корову, кормящую человека и телёнка. Скорее всего, корова здесь олицетворяет землю, кормящую всех живых существ, обитающих на ней. Летящая молочница выражает желание художника отрешиться от земных проблем и унестись в мир фантазий. Состояние полёта встречается на картинах Шагала довольно часто. Оно ассоциируется с любовью, страстью и мечтами. Этот образ отсылает к идиоме из идиша «человек воздуха» — тот, кто полон идей, далёких от реальности.

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: