Media and Press

21.10.2016 | Магнезитовец Satka

Креативные уроки

 

Казалось бы, что может быть общего у таких методик, как ментальная арифметика и арт-терапия? Несмотря на свои совершенно разные цели, оба вида деятельности способствуют формированию воображения и интеллекта у детей. К такому выводу мы пришли, посетив занятия и побеседовав со специалистами.

Лечение искусством

Филиал Русского музея, расположенный в Центре культурных инициатив Сатки, который еще пять минут назад кажется погруженным в сон, оживает, как только в зал входит группа первоклассников школы № 40. Сегодня здесь для этих 13 девчонок и мальчишек состоится занятие по арт-терапии. Пока дети смотрят видеофильм, в котором художник рассказывает, как обычную кляксу превратить в кота, дракона и вообще во всё что угодно, я беседую с искусствоведом Натальей Водолеевой и психологом школы № 40 Оксаной Петуниной, которым и принадлежит идея проведения этих необычных занятий.

— Арт-терапия дословно переводится как лечение искусством. Она помогает расслабиться, дает возможность выразить свой внутренний мир через творчество. Эту методику используют психологи и других школ района. Я применяла ее в своей деятельности и ранее, но только при диагностике. Но даже если бы использовала в коррекционной работе, не думаю, что был бы эффект, у меня ведь нет таких глубоких знаний в искусстве и педагогике, как у Натальи Михайловны. Сейчас мы идеально дополняем друг друга, — говорит Оксана Петунина.

— Мне всегда было интересно не просто рассказывать детям об искусстве. Хотелось, чтобы моя деятельность работала еще и на коррекцию. Ознакомилась с методикой арт-терапии, загорелась воплотить эту идею в жизнь. Но это было невозможно без специальных знаний по психологии, — вступает в разговор Наталья Водолеева. — Хорошо, когда есть идеи, и еще лучше, когда есть люди, которые их поддерживают. В моем случае это Оксана Борисовна и директор школы № 40 Валентина Ильинична Ерушева.

— Хочется отметить, что на занятиях по арт-терапии мы не будем учить детей, например, рисовать. Это спонтанное творчество, через которое они пытаются решать проблемы, которых у них, как и у взрослых людей, немало. Главная цель — адаптация наших первоклашек к школе, — продолжает Оксана Борисовна.

 — Не менее важно научить детей производить какой-либо продукт своими руками, включая для этого умственную деятельность, фантазию, — считает Наталья.

 

 Кляксотерапия

 Но вот фильм окончен. Ребята рассаживаются за столы, на которых их уже ждут кисти и краски. Можно приступать.

 — А как ставить кляксу? Каким цветом? А кляксу делать с закрытыми глазами? — слышаться вопросы.

— Ставьте кляксу своим любимым цветом, можете не смотреть на листочек, кому как нравится, — отвечает Наталья Водолеева, и ребята приступают к работе.

После того как кляксы поставлены, девчонки и мальчишки обмениваются листочками и начинают фантазировать. Кто-то видит в кляксе кота, кто-то ежика, кто-то попугая, кто-то праздничный фейерверк, а кто-то фантастический портал между мирами.

— Вспомните, как дети боялись делать кляксы. Но при том, что у них не было точного задания, был предоставлен полный полет фантазии, всё получилось. Положительный момент, который отмечу сразу: даже те, кто первоначально выбрал черный цвет, постепенно стали использовать более теплые, радостные цвета. Это значит, они перешагнули некий внутренний барьер, раскрепостились. Мы не направляли их, не указывали, как надо, а просто подходили и хвалили, говорили, какие они молодцы. Если бы мы поставили детей в рамки: правильно, неправильно, — результат был бы совсем другим, — комментирует Оксана Петунина.

 

Счёт на абакусах

Другая необычная образовательная методика, которая начала реализовываться в нашем районе в этом году, — ментальная арифметика. Педагогический прием впервые был использован в 1993 г. в Азии. В настоящее время в реализации методики участвует почти 5 тыс. образовательных центров в 50 странах, в том числе и в России. Но относится ментальная арифметика не к новым, а скорее, к хорошо забытым старым методам обучения: устному счету с помощью счётов — абакусов. В Сатке занятия ведет Денис Реут.

 — У меня нет педагогического образования, но математика всегда мне давалась легко. Долгое время работал в сфере строительства, в какой-то момент почувствовал, что хочу заняться чем-то другим. Почему выбрал педагогическое направление? Наверное, потому что в моем окружении много учителей: жена, друзья. Второй фактор, который меня вдохновил на это, — рождение детей. Я увлекся возрастной психологией и всем, что связано с детским развитием. Когда узнал про методику ментальной арифметики, захотел освоить ее. Не остановила даже высокая стоимость обучения, отказался от покупки новой машины в пользу реализации желания, — рассказывает Денис Викторович. — Отсутствие специального образования мне не помешало. Наоборот, практика показала, что люди, имеющие педагогическое образование, гораздо дольше осваивают эту методику. Им тяжело отказаться от стандартов и стереотипов. У меня есть полное право преподавать ментальную арифметику: в этом году окончил учебу в Международном абакус-центре, получил международную аккредитацию.

 

 В две руки

Ментальная арифметика не замена математике, а вспомогательный предмет, поддерживающий всестороннее развитие детей. Она помогает ребенку в других образовательных сферах, придает ему уверенность, дает возможность справляться с несколькими делами одновременно.

— Я привожу аналогию со спортсменом. Ему гораздо легче будет пробежать дистанцию в 2 км, нежели нетренированному человеку. Так и тренированный мозг может работать долго, может перерабатывать большое количество информации. В младшей группе дети осваивают технику счёта на косточках, используя для этих операций сразу две руки. Включение в процесс счёта обоих полушарий мозга обеспечивает быстрое выполнение и запоминание действий. Ученики старшей группы переходят к счету в уме, или на ментальном уровне. Каждое занятие здесь предполагает постепенное ослабление привязки к счётам и стимуляцию детского воображения. Левое полушарие воспринимает цифры, правое — картинку косточек счётов. Так ребенок учится производить предлагаемые расчеты в уме. Он представляет перед собой счёты и мысленно проделывает необходимые операции. То есть происходит работа с воображаемым абакусом. Теперь числа воспринимаются как картинки, а процесс вычисления ассоциируется с соответствующим движением косточек счётов. Работает фотографическая память, воображение, причем не в статике, приходится постоянно передвигать представляемые бусинки, — продолжает Денис Реут. — У малышей фотографическую память развиваем с помощью игр.

 

Тренинг-аналитика

— Известно, что у человека правое полушарие мозга отвечает за творчество, восприятие и создание образов, а левое — за логику. Работая левой рукой, мы включаем правое полушарие, правой рукой — левое. Синхронная работа обоих полушарий дает огромный потенциал для развития ребенка. А задачей ментальной арифметики является включение всего мозга в образовательный процесс: выполнение операций на счетах происходит обеими руками. Ментальная арифметика не только помогает освоить навыки быстрого вычисления, но и способствует развитию аналитических способностей, — утверждает Денис Викторович. — Мои наблюдения, а также наблюдения моих друзей-педагогов показывают, что дети не могут решить арифметические задачи потому, что не способны представить действие, которое там описывается. Они не могут составить элементарное предложение, чтобы описать какое-либо действие. Виной всему многочисленные гаджеты, которые замедляют мозговую моторику. Зачем что-то представлять, когда всё красочно изложено в видео, представлено в аудиоверсии. Снова приведу пример со спортом. Когда мы смотрим на пловцов, это не значит, что мы сможем так же плавать, как они, если не будем трудиться, как они. Ментальная арифметика заставляет наш мозг работать на нейронном уровне. С 4 до 16 лет происходит самое активное развитие мозга у человека. Поэтому усвоение базисных навыков должно осуществляться именно в этот период. На своих занятиях с детьми я уделяю большое внимание развитию концентрации внимания, творческого мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности. На это направлены и многочисленные игры, в которые мы играем на уроках.

 

Ксения МАКСИМОВА

http://magnezit.ru/common/img/uploaded/magnezitovets/archive/magnezitovets_41_2016_oct_oct.pdf

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: