Media and Press

16.10.2020 | Наше Всё Vsevolozhsk (Leningrad region)

Дмитрий Донской и Змей Горыныч. Легенды Куликовской битвы.

Три века длилось татаро-монгольское иго на Руси. Можно только догадываться, как поднималась пыль от сотни тысяч копыт конницы, как ревели голоса монголов, подгонявших рыком своих коней, и полыхали огнём города вместе с убитыми непокорными жителями. Возможно, именно так в русских сказках и былинах появляется образ Змея Горыныча — метафора многолетнего страха перед Золотой ордой. Огненное дыхание Змея — зажженные стрелы, пущенные в осажденные русские города. 12 октября особый памятный день для нашей страны — в этот день отмечается день рождения Дмитрия Донского. Его имя на слуху у взрослого и ребёнка, ведь оно неразрывно связано с памятью о Куликовской битве 1380 г. — первой победы Руси над татарами, благодаря которой в дальнейшем стало возможным освобождение Руси от многовекового татаро-монгольского ига. Князь Дмитрий Иванович получил свое второе имя «Донской» после победы в сражении с темником Мамаем на реке Дон, в том месте, где в него впадает речка Непрядва. Победа далась нелегко и стала возможной благодаря продуманной стратегии: вступлению в неожиданный момент битвы засадного полка под командованием князя Боброка Волынского. Потери были велики. Еще семь дней после сражения воины хоронили своих соратников и молились за души погибших. О Куликовской битве мы можем узнать благодаря сохранившейся «Краткой летописной повести» 15 века. А что происходило до и после сражения, нам рассказывают поздние источники: «Пространная летописная повесть», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», которые наполнены художественными подробностями, со временем превратившиеся в легенды. Эти легенды вызывают в сердце русского человека уважение к силе русского духа, свободного от любых форм рабства, показывают, что сила эта заключена в бесконечной любви к своему народу. Прикоснемся к некоторым из них. Благословение Нелегко было принять решение сразиться с войском Мамая, ведь в случае неповиновения, захватчики уничтожали целые города и увеличивали дань, которую платили русские люди как налог на имущество и плату за относительно спокойную жизнь. Чтобы укрепить свою веру, князь Дмитрий Донской отправился за благословением к духовному наставнику, преподобному Сергию Радонежскому. Преподобный не только благословил князя, но и дал ему в помощь двух могучих братьев-богатырей — Пересвета и Ослябю.

Поединок Перед битвой было решено устроить поединок между двумя воинами. Со стороны монгольского войска вышел непобедимый Челубей, а от русского войска был послан монах-воин Александр Пересвет. Ордынцы считали Челубея бессмертным воином, ведь он провел триста поединков и каждый раз одерживал победу. Его образ до сих пор окутан тайной, которую пытаются разгадать любители легенд. Некоторые утверждают, что он владел магическими заклинаниями и продал свою душу тёмным силам за неуязвимость в бою. Другие предполагают, что вся заслуга принадлежит его копью, — копьё Челубея было длиннее, чем у противника, на 2 локтя. На расстоянии он сбрасывал своего врага с коня, оставляя за собой преимущество в бою и побеждая лишь благодаря этой хитрой уловке. Про витязя-монаха Александра Пересвета говорится, что всю ночь он молился Богу, а на рассвете снял кольчугу и в поединке позволил копью Челубея пройти сквозь свое тело, а, поравнявшись, вонзил свое копьё в Челубея. Так пал непобедимый воин Челубей от копья русского монаха Пересвета. И неудивительно, ведь по легенде сразить «тёмного воина» может только воин, наделённый силою от Бога. Самоотверженность Этапы битвы темник Мамай наблюдал с холма. Посылая своих воинов на верную гибель, он ожидал победы и возвращения на родину с богатыми дарами. Князь Дмитрий, глядя на то, как тяжело его войску бороться не столько с врагом, сколько с чувством многолетнего рабства, решил быть наравне с войском до последнего. По легенде, Дмитрий Донской снял свой княжеский плащ и шлем, передал знамя своему боярину и со словами «Князя должны видеть, а я пойду защищать Русь» сам надел кольчугу обычного воина и боролся плечом к плечу с остальными богатырями в передовом полку. Когда битва была окончена, князя не нашли среди оставшихся воинов. Долго искали тело Дмитрия Донского, чтобы отвезти на родину. Когда нашли его, оказался князь тяжело раненным, но живым! Радостная весть облетела Куликово поле. Куликовская битва, хотя и не дала полного освобождения Руси от татаро-монгольского ига, но положила начало этому и сыграла решающую роль в формировании национального самосознания. Теперь стало очевидным, что, объединив усилия, можно победить Золотую орду — коварного огнедышащего Змея Горыныча. Историк Лев Гумилёв о значении Куликовской победы писал: «8 сентября 1380 г. на Куликовом поле сражались уже не владимирцы, москвичи, суздальцы, тверичи, смоляне. Не представители разобщенных междоусобицей княжеств — но русские, великороссы, совершенно осознанно шедшие защищать свой мир и свое отечество, свой культурно-философский смысл бытия». Пока мы помним нашу историю, пока говорим о ней, — она живет и дышит. И, понимая это, сотрудники отдела гражданско-патриотического воспитания Дворца творчества совместно с ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» подготовили цикл видеозанятий «Из глубины веков», в который вошли темы: «Ледовое побоище», «Куликовская битва», «Полтавская битва», «Бородинское сражение» и другие победоносные истории наших предков. Видеосюжеты вы сможете посмотреть на официальном YouTube-канале Дворца. 
Автор заметки -  Алёна Владимировна Андреева, руководитель ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» Илл. к заголовку Ивана Дмитриевича Архипова из книги «Добрыня и змей. Десять былин», 1976 г.

 

https://ddut.vsevobr.ru/upload/2020/11/20201103010837-52-1004762875fa0837d2d16f6.76485182.pdf

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: