Media and Press

А.Н. Самохвалов и Н.З. Стругацкий на фоне картины «Военизированный комсомол», 1933 г. Бромосеребряный отпечаток. 8,5х9 см

Тверская областная картинная галерея продолжает мультимедийно-выставочный проект «Судьбы коллекции», приуроченный к 150-летию собрания. Новая виртуальная выставка рассказывает об уникальной коллекции фотографий из семейных альбомов Александра Самохвалова.

Самые ранние фотографии из альбомов Александра Самохвалова, хранящихся в Тверской картинной галерее, выполнены в Бежецке – родном городе художника – в самом начале XX века. Это виды Жохова, пригорода Бежецка, любимого места отдыха горожан. Некоторые из них выполнены, предположительно, фотографом П.М. Дружининым, автор других, любительских, скорее всего – сам художник. Не один этюд был написан здесь юным Самохваловым под руководством учителя рисования Ивана Малаховича Костенко. Спустя много лет живописец написал: «Теперь, когда я узнал много городов нашей родины, мне стали понятны те ценные особенности нашего Бежецка, которых я тогда не то что не замечал, нет – я их чувствовал и воспринимал, но не придавал им того значения, которое они имели вообще и для меня – в частности. И это значение я понял именно тогда, когда утратил связь с родным городом».

А.Н. Самохвалов в лодке и двое других (Бежецк, на р. Мологе), 1910 г. Коллодионовый отпечаток (?), 7х10 см

Среди бежецких фотографий выделяется композиционно и сюжетно снимок трех юношей в лодке. Почти силуэтами читаются лодка и фигуры на фоне речной глади. Молодой Александр Самохвалов сидит в центре. В своей автобиографической книге художник вспоминает, что из родительского дома «можно было легко выбраться в наш сад, полого спускавшийся к реке Мологе, и, перебежав этот сад, спуститься еще через маленький огородик, сесть в лодку и уехать куда глаза глядят. Особенно в тумане. Я выгребал на середину реки, и мне не было видно берегов, казалось, что еду я в мировом пространстве». К сожалению, этот дом сгорел, в огне погибли многие ранние живописные и графические работы Самохвалова.

К этому же периоду времени относятся портреты Александра Самохвалова, выполненные неизвестным фотографом. Выразительные, лаконичные, сделанные с одним источником света, в непринужденной обстановке, снимки тонко передают образ формирующегося художника.

Другая, не менее интересная серия выполнена на просмотрах и выставках учащихся курсов для взрослых и школы живописи в Бежецке в 1920-е годы. Рисунки капителей, геометрических тел, классические гипсовые слепки контрастируют с растяжками и лозунгами «Искусство преображает быт», отражая приметы сложного, противоречивого, революционного времени. Курсы и школа были организованы в родном городе самим художником.

Несколько фотографий рассказывают о поездке Александра Самохвалова в Самарканд в составе экспедиции Института истории материальной культуры по зарисовкам и обмеру памятников, которую художник совершил вместе со своим учителем, Кузьмой Петровым-Водкиным.

Несколько портретов из альбома относятся к довоенному петербургскому периоду жизни художника. Обращает на себя внимание снимок Александра Самохвалова с другом Натаном Стругацким на фоне картины «Военизированный комсомол». Эта фотография отсылает нас к истории создания картины. Катаясь на лодке со своим друзьями Стругацким и Мессом, художник увидел с воды небольшое стрельбище, юношей и девушек с винтовками. Солнце, морской бриз, молодость, энтузиазм поразили Самохвалова. Все это впоследствии художник передал на полотне.

Наталья Лебедева

по материалам Марии Сахно

http://www.газета-вся-тверь.рф/?p=18362

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: