Тверская областная галерея продолжает мультимедийно-выставочный проект «Судьбы коллекции», приуроченный к 150-летию собрания. На этот раз в рамках проекта мы рассказываем вам об уникальном панно «Аллегорическая картина», изображающем императрицу Екатерину II.
Панно было выполнено, предположительно, в 1787 году тверскими крепостными живописцами М.А. Казаковым и И.И. Сержанцевым. Оно служило для украшения великолепных Триумфальных ворот, воздвигнутых в Твери к приезду императрицы Екатерины II, и стало единственной частью ворот, сохранившейся до наших дней.
Композиция, сюжет и стилистика произведения характерны для монументально-декоративной живописи эпохи классицизма. Картина выполнена в технике гризайль, имитирующей гипсовой рельеф.
Программа панно воплощает идею прославления просвещенного монарха, жертвующего личным покоем ради народа и государства. Екатерина II изображена на нем, очевидно, в храме Юпитера. Левой рукой она бросает на пылающий жертвенник цветок мака – образ жертвования своим покоем во имя общего блага, правой – опирается на лежащие на высоком постаменте книги с надписями: «Комерчии», «Учреждение губерн.», «Негоция», «Наказ» – символ важных государственных деяний. Над жертвенником помещено изображение верховного божества древних римлян, властителя всего мира Юпитера, которого с Екатериной II соединяет надпись: «ты радование и слава мое». Рядом с императрицей – несколько женских фигур, одна из которых держит знамя, а другая обвитым змеей жезлом с вензелем государыни пронзает лежащую на земле семиглавую гидру – аллегорическое изображение победы над мятежными силами (очевидный намек на успешное подавление государственной властью восстания под предводительством Е. Пугачева). Присутствует в картине также и государственная символика – ребенок со щитом, на котором изображен двуглавый орел. С помощью аллегорического сюжета авторы монументального полотна создают образ Екатерины II как идеального монарха-гражданина, заботящегося о благе государства и обладающего не только безграничной властью, но в силу этого и огромной ответственностью перед обществом.
Это монументальное полотно – своеобразный наказ руководствующегося просветительской идеологией общества своей императрице о том, каким должен быть государственный деятель. Тверские крепостные художники – «дому господина полковника Ильи Ипатовича Муханова служитель Мартын Андреев Казаков и дому господина артиллерии майора Ивана Ивановича Барашникова служитель же Иван Ильин сын Сержанцов», очевидно, хорошо знали не только передовые общественные идеи своего времени, но также были знакомы с новинками художественной жизни страны.
Подобные панно играли важную роль в художественной культуре эпохи и были широко распространены, однако, из-за условий своего бытования, не могли сохраниться. Картина из собрания галереи является одним из немногих и, быть может, единственным сохранившимся памятником этого ряда. После реставрации произведение займет важное место в экспозиции Тверского Императорского дворца.
Наталья ЛЕБЕДЕВА
По материалам статьи Анны Горбуновой
«Триумфальные ворота Тверской губернии
во II половине XVIII в.»
tags cloud
- #opening_of_a_branch
- #lecture
- #exhibition
- #virtual_exhibition
- #virtual_tour
- #online_exhibition
- #мультимедийная_выставка
- #poster_exhibition
- #online_event
- #masterclass
- #contest
- #занятие
- #festival
- #video_conference
- #round_table
- #conference
- #seminar
- #дошкольники
- #школьники
- #студенты
- #семья
- #серебряный_возраст
- #инклюзия
- #multimedia
- #Business_meeting_of_virtual_brances
- #The_Multimedia_Centre
- #Drammatika
- #ночьмузеевВФРМ
- #RussianMuseum130
- #RussianMuseum125
- #RussianMuseum120
- #RMcatalogues
- #Библионочь
- #книгиГРМ2019
- #игрыРМ
- #фильмыРМ
- #ночьискусствВФРМ
- #Artefact
- #100years_restorationRM
- #Peter_I_350
- #Antarctica200
- #folk_art
- #profession_restorer
- #RM_anniversary
- #SPb_anniversary