Бубновый валет
«Бубновый валет» — общество художников, русская художественная группа, самое крупное творческое объединение раннего авангарда. Существовало с 1911 по 1917 год. Среди основателей и наиболее выдающихся представителей — Пётр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова, Василий Рождественский, Александр Куприн. Первоначально такое название носила скандальная выставка, проходившая в Москве в декабре 1910 — январе 1911 года. Впоследствии её участники вошли в одноимённое творческое объединение, которое существовало до декабря 1917 года.
10 декабря 1910 — 16 января 1911 - первая выставка „Бубновый валет“ в доме Левиссона на Большой Дмитровке в Москве. Участвовали 38 художников, экспонировалось 250 произведений. Выставка устроена на деньги мецената С. Лобачева. В числе участников почти все русские художники-новаторы: В. и Д. Бурлюки, Н. Гончарова, П. Кончаловский, А. Куприн, М. Ларионов, А. Лентулов, К. Малевич, И. Машков, А. Моргунов, Р. Фальк, А. Экстер, мюнхенская группа русских художников: В. Кандинский, М. Веревкина, Г. Мюнтер, А. Явленский, французские художники: Лефоконье, А. Глез. Автор афиши – А. Моргунов. За месяц выставку посетили 2,5 тысячи человек. По цензурным соображениям сняты „Эскиз“ Барта (на религиозную тему), работа Веревкиной, „Распятие“ Лентулова, „Эскиз“ Мюнтер – натюрморт с распятием. Продана только одна выставленная картина: „Пейзаж с красной дорожкой“ Р. Р. Фалька. Изданы каталог и альбом „Бубновый валет“.
„Инициаторами выставки «Бубновый валет» являются художники: А. В. Лентулов, Н. С. Гончарова, М. Ф. Ларионов. Навстречу их мысли пошел молодой меценат С. А. Лобачев, давший необходимые для ее осуществления средства. Кроме пропаганды «нового искусства», устроители преследуют цель – дать возможность выйти на широкую дорогу молодым русским художникам, которым при существующей косности и кружковщине наших художественных сфер чрезвычайно трудно пробраться на выставки. Название «Бубновый валет» организаторы понимают как символ молодого увлечения, «ибо валет означает – молодость, а бубновая масть – кипучую кровь»“ (В мире искусства и литературы // Раннее утро. № 231. 8 октября. С. 4). Хронология "Бубнового валета" // Бубновый валет. СПб. 2004. С. 58.
В октябре 1911 группа участников первой выставки «Бубнового валета» (Петр Кончаловский, Александр Куприн, Илья Машков и Василий Рождественский) обратилась к городским властям Москвы за разрешением учредить Общество художников «Бубновый валет», целью которого ставилось «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств». Устав общества был утвержден 1 ноября 1911.
Членами-учредителями стали Петр Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков и В. В. Рождественский. Председателем правления был избран Петр Кончаловский (в 1916 году его сменил Александр Куприн), секретарем — Илья Машков, казначеем — Александр Куприн, членом правления — Василий Рождественский. Впоследствии в правление входили также Аристарх Лентулов (с 1912 года, сразу же по возвращении из годичной поездки в Париж и Италию), Роберт Фальк и М. С. Родионов.
К концу первого года общество насчитывало 20 действительных членов и 50 членов-соревнователей (экспонентов). Его почетными членами были избраны коллекционер и меценат Сергей Щукин и Василий Суриков.
В.Ф.Круглов. ЖИВОПИСЬ „БУБНОВОГО ВАЛЕТА“ В СОБРАНИИ РУССКОГО МУЗЕЯ
Как „Мир искусства“, Союз русских художников и „Голубая роза“, „Бубновый валет“ неразрывно связан с Серебряным веком отечественной культуры, символизируя собой особый, один из многих, путь духовных поисков русского общества в первой четверти ХХ века. Название, которое было постоянно на слуху любителей национального искусства с декабря 1910 года, вмещает в себя ряд понятий. Прежде всего, это – объединение художников, своего рода „авангардистский «Мир искусства»“, в выставках которого участвовали представители самых разных эстетических платформ чрезвычайно многоликого потока новейших течений. Во-вторых, „Бубновый валет“ – первая в ряду задуманных М. Ф. Ларионовым перманентных концептуальных выставок радикально настроенных сторонников нового искусства. Наконец – группа московских художников из ядра общества, с творчеством которых связано представление о русском сезаннизме. Всем трем упомянутым понятиям соответствует собрание живописи „Бубнового валета“ из коллекции Русского музея. Одно из самых полных и крупных в стране, оно представлено рядом шедевров, принадлежащих к золотому фонду национальной живописи, и множеством характерных произведений, отражающих поиски мастеров объединения.
Наиболее полно – от ранних импрессионистических работ начала 1900-х до футуристских холстов 1912–1913 годов – представлено творчество пионеров русского авангардного движения – М. Ларионова (44 произведения) и Н. Гончаровой (32), инициаторов первой выставки 1910–1911 годов, а позже – принципиальных оппонентов „Бубнового валета“. 26 работ Д. Бурлюка, постоянного участника выставок общества, охватывают его творчество с 1906 по 1917 год, дают представление об экспериментах и метаниях этого „отца русского футуризма“. Из художников ядра „Бубнового валета“ в музее полно и разнообразно отражено творчество И. Машкова (20), П. Кончаловского (13) и А. Лентулова (11). Столь же качественны небольшие собрания работ А. Куприна и Р. Фалька (по 7).
История коллекции картин „Бубнового валета“ в ГРМ отражает историю собирания всей новейшей живописи в стране. <...> Формирование, нынешний облик и полнота собрания живописи „Бубнового валета“ в ГРМ – плод трудов, порой выдающихся усилий нескольких поколений сотрудников музея, прежде всего двух из них – Н. Н. Пунина, первого руководителя отделом новейших течений в русском искусстве, и В. А. Пушкарева, директора музея в 1950–1970-х годах.
Следует отметить, что в отличие от Москвы, где жили ведущие мастера этого объединения, <...> в Петербурге–Петрограде 1910-х годов с особенностями исторически сложившегося менталитета его жителей не существовало целенаправленного коллекционирования национального авангардного искусства. Правда, к 1917 году в собрании А. А. Коровина имелось пять работ Н. С. Гончаровой, три – Д. Д. Бурлюка, по две – Н. И. Альтмана, В. В. Кандинского, М. Ф. Ларионова и И. И. Машкова, по одной – Н. И. Кульбина и Ю. П. Анненкова.
Если Третьяковская галерея с 1915–1916 годов уже начала покупать холсты „валетов“ И. И. Машкова и П. П. Кончаловского, то Русский музей Александра III, чья собирательская деятельность находилась под неусыпным контролем Совета Академии художеств, не мог позволить себе подобного.
Наконец, в 1918–1920 годах музей смог купить по одной работе у изредка участвовавших в экспозициях общества Альтмана, Бруни и Татлина, в том числе знаменитую „Натурщицу“ последнего. Однако истинное начало формирования коллекции живописи „Бубнового валета“ в Русском музее было положено другим событием – в 1920 году на постоянный учет музея были приняты хранившиеся в его помещениях с осени 1917 года картины из собрания А. А. Коровина, национализированные в 1918 . Среди вновь обретенного музеем были работы мастеров, в разные годы связанных с объединением, – Ларионова, Гончаровой, в том числе „Беление холста“ (1908). Из коллекции А. А. Коровина поступили и два первых произведения коренных „валетов“ – экспонировавшиеся на выставках „Мира искусства“ картины Машкова „Натюрморт с лошадиным черепом“ и „Натюрморт с парчой“ (обе – около 1915), в стилистике которых своеобразно соединились сезаннизм и неоклассические веяния.
В том же 1920 году из отдела ИЗО Наркомпроса, озабоченного идеей создания повсеместно в стране музеев современного искусства и для этого делавшего закупки картин у художников, были получены холсты, дополняющие представление о неопримитивистских поисках Гончаровой, в том числе „Уборка хлеба“ (1908) и „Натюрморт с портретом и белой скатертью“ (1908–1909), входившие в состав выставки „Бубновый валет“. С этой же партией картин пришли: сочетающее черты импрессионизма и фовизма полотно Лентулова „Улица. Москва“ (1910), известный образец неопримитивистской живописи – „Портрет дамы с фазанами“ (1911) Машкова, сезаннистский пейзаж Фалька „Долина в Крыму“ (1910-е). Годом позже Экспертная комиссия Внешторга передала один из лучших, первый в коллекции ГРМ, холст Кончаловского – „Сиена. Порта Фонтебранда“ (1912).
Все это позволило музею создать в декабре 1922 года ряд залов новой живописи. По размерам этой части коллекции, по составу и характерности представленного в экспозиции, несмотря на наличие в ней ряда несомненных шедевров, ГРМ сильно уступал Музею художественной культуры (МХК) на Исаакиевской площади, с апреля 1921 года открытому для публики. <...>
В 1926 году МХК был закрыт, а его коллекции переданы в ГРМ. Среди вновь поступившего находились признанные шедевры неопримитивистской живописи Д. Бурлюка, Гончаровой („Борцы“, 1908–1909; „Крестьяне“, 1911; „Портрет М. Ф. Ларионова и его взводного“, 1911; „Прачки“, 1911), Ларионова („Ветка в кувшине“, 1909; „Обнаженная (Венера)“, 1912; „Венера“, 1912), Татлина („Матрос“, 1911), а также работы Ле Дантю („Сазандар“, „Человек с лошадью“, оба – 1910-е), Шевченко („Натурщица“, 1913), Моргунова („Сельский пейзаж“, 1910-е), Малевича („Портрет И. В. Клюна“, 1913), Поповой („Предметы“, 1915; „Портрет философа“, 1910-е), Пуни („Портрет жены художника“, 1914), Розановой („Письменный стол“, 1916), Удальцовой („Кубизм“, 1915) и другие.
Коренные „валеты“ также были достойно представлены. Их неопримитивистские поиски отражали „Портрет мальчика в расписной рубашке“ (1909) и „Натюрморт с бегониями“ (1911) Машкова, холст „Поднос и овощи“ (1910) Кончаловского. Более значительной по числу была группа картин, исполненных в индивидуально интерпретированных принципах „русского сезаннизма“ – Кончаловского („Сан Джиминиано“, 1912; „Портрет Ю. П. Денике и А. Д. Покровского“, 1913; „Юг Франции. Кассис“, 1913), Машкова („Городской пейзаж“, 1911; „Городской зимний пейзаж“, первая половина 1910-х), Рождественского („Приморский вид“, 1910-е), Фалька („Крымская деревня“, 1915; „Крым. Пирамидальный тополь“, 1915), Федорова („Бахчисарай“, 1917). Своеобразным претворением постулатов кубизма были отмечены работы Лентулова („Город“, 1919; „Монастырь“, 1910-е), Рождественского („Натюрморт с кофейником и чашкой“, 1913), Фалька („Портрет неизвестного“, 1910-е; „Натюрморт. Сосуд и плоды“, 1910-е).
Поступления из МХК послужили основой создания в ГРМ Отдела новейших течений в русском искусстве. На вторую половину 1920-х приходятся значительные пополнения складывающейся коллекции за счет работ из Музейных фондов Москвы и Ленинграда. В 1929 году из ГТГ поступили важные для истории русского авангарда холсты Гончаровой („Натюрморт с окороком и уткой“, 1912), Ларионова („Осень желтая“, 1912), Поповой („Бакалейная лавка“, 1916), Экстер („Город ночью“, 1913), Клюна („Супрематизм“, 1915). Годом позже оттуда же пришло полотно Кандинского „Импровизация“ (1910). Одновременно существенно пополнилось собрание живописи ядра „Бубнового валета“ – ранними работами Машкова („Сидящая натурщица“, 1909; „Натюрморт с виноградом“, около 1910; „Хлебы“, 1912), а также зрелыми (второй половины 1910-х) картинами Кончаловского („Портрет С. П. Кончаловской с дочерью Татьяной“, 1916; „Натюрморт. Сигары и сомбреро“, 1916; „Натюрморт с самоваром“, 1917), Лентулова („Церкви. Новый Иерусалим“, 1917) и Рождественского („Скрипка и книга“, 1917). Большая часть этих произведений принадлежала расформированному в Москве МЖК.
В начале 1930-х темп комплектования интересующего нас круга работ снизился, а затем в собирании работ „валетов“ наступила пауза, длившаяся более двух десятков лет. <...>
Первая покупка музея после длительного перерыва – „Натюрморта с ананасом“ (около 1910) Машкова в 1957 году – по времени совпала с эпохой „оттепели“. Несмотря на продолжавшуюся борьбу с формализмом и административные препоны, настоящее – активное и планомерное – собирание творческого наследия классиков „Бубнового валета“ началось с середины 1960-х. Значительное количество картин, характерных для этого объединения, было приобретено в собраниях семей художников – „Старик“ и „Старая Руза“ (оба – 1913) Фалька, „Пейзаж с мечетью. Окрестности Ялты“ (1911) Куприна, „Дама с лорнеткой. Портрет И. Я. Хвас“ (1917) Осмеркина, „Портрет женщины в красном платье“ (1913) Шевченко.
Музей добился передачи из Архива МК СССР произведений ныне полузабытого неопримитивиста Моргунова, индивидуально преломившего в своей живописи традиции русской и французской художественных школ („Мясная лавка“, 1911; „Париж“, 1911; „Натюрморт“, 1910-е).
Из частных коллекций Ленинграда и Москвы происходят ныне „укоренившиеся“ в собрании ГРМ работы „Гладиолусы и глоксинии“ (1911) Кончаловского, „Автопортрет и портрет П. П. Кончаловского“ (1910)7 и „Дама с контрабасом“ (1915) Машкова, „Портрет поэта-футуриста В. В. Каменского“ (1917) Д. Бурлюка, „Бабы“ (1910) Гончаровой и другие.
Часть работ Ларионова, Гончаровой, Д. Бурлюка подарена или завещана музею. К числу самого ценного принадлежит поступивший из парижского собрания А. К. Томилиной, наследницы Гончаровой и Ларионова, знаменитый тетраптих „Евангелисты“ (1911) Гончаровой.
Последние приобретения музея – первый в собрании музея холст Мильмана „Цветы и фрукты“ (1915) и три полотна Кончаловского, принадлежащие раннему этапу неопримитивистских поисков художника – „Матадор Мануэль Гарта“ (1910), „Испанский танец“ (1910) и „Мост“ (1911). Замечательные по художественным качествам, острохарактерные, эти три картины Кончаловского дают представление о первых выступлениях „валетов“ и направлении их поисков.
В.Ф.Круглов. ЖИВОПИСЬ „БУБНОВОГО ВАЛЕТА“ В СОБРАНИИ РУССКОГО МУЗЕЯ // Бубновый валет. СПб. 2004. С. 34-36.































