Kuzma Petrov-Vodkin influenced a large circle of his contemporaries. For some of them he was a senior fellow in art. For the others he was a teacher in the direct sense, sharing the objective method of penetrating into the nature that was called “art to see”. A lecture by Alexander Borovsky which is devoted to the exhibition that will be opened on the 2nd of June in the Benois Wing. Online webcast at www.npvrm.ru On the 3rd of June at 12:00
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин оказал влияние на большой круг своих современников – для одних он был старшим товарищем по искусству, для других – в прямом смысле педагогом, делившимся объективным методом проникновения в натуру – «искусством видеть». Педагогическая деятельность Петрова-Водкина начинается в 1910-е гг., когда Л. Бакст рекомендовал его в качестве своего преемника в передовую, известную сильным составом учеников, «школу Е. Н. Званцевой». Тогда же начинает складываться «круг Петрова-Водкина»: Надежда Лермонтова, которая была, скорее, соратником, Фавста Шихманова, Раиса Котович–Борисяк, Магда Нахман. Выставка впервые показывает «званцевцев» как цельное явление, в котором нашли свое преломление стилевые интересы эпохи, прежде всего символизм и начала экспрессионизма.
Исследователи справедливо называют Петрова-Водкина человеком и художником «архетипического мышления». Под этим понимается совокупность «сюжетно-смысловых и ситуационных мотивов», с помощью которых он переживал и осмысливал действительность. Устойчивость петрово-водкинских архетипов (например, «материнство»), укорененных в российской традиции искусствопонимания, делают их постоянными слагаемыми отечественной художественной жизни в течение многих десятилетий. В том числе – в конце 1920-х и в 1930-е годы. Даже художники, дистанцировавшиеся в силу динамики индивидуального развития от Петрова-Водкина в плане стилистики, сохраняют с ним связь на архетипическом уровне. И в том переосмыслении искусства этого периода, которое происходит сегодня, выявление и этих связей может иметь значительную историко-культурную перспективу. А именно, изменить представления о конфигурации символизма в послеавангардный период. Не говоря уже о вынесении этой проблематики на уровень полемики о реализмах в европейском искусстве между двумя войнами.
+ Боровский Александр Давидович
Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской Академии Художеств. В Государственном Русском музее с 1989 года заведует Отделом новейших течений, курирует основные программы Дирекции по репрезентации актуального искусства, в том числе проект «Музей Людвига в Русском музее» — экспозиция дара семьи Людвигов — и серию выставок современного западного искусства. Член жюри премий "Инновация", "Премия Кандинского", "Премия Курёхина", "Ars Fennica".
Автор более 400 работ по истории искусства XX века, а также критических статей и статей в каталогах по современному искусству.
Другие лекции