12 February 2020
В поисках современного стиля. Ленинградский опыт
Первая лекция нового цикла "Новейшие течения в выставках. Как они делаются?" посвящена искусству эпохи оттепели.
Выставка, которая проходила в стенах Мраморного дворца называлась "В поисках современного стиля. Ленинградский опыт" и на местном материале рассказывала о том, как ленинградское искусство второй половины 1950-х – середины 1960-х годов формировало современный стиль эпохи.
Понятие стиля уже не столь отчетливо присутствует в нашем культурном пространстве, его категория утратила свою значимость в современном искусстве.
Наше ощущение (авторов выставки) стиля 60-х при всех различиях, нюансах, деталях позволяет выделить главное – присутствие характерной, узнаваемой формы, и вместе с ней –пространственных и структурных особенностей. Стиль середины прошлого столетия основывался на формальных поисках искусства авангарда 1920-х годов, развивая их дальше, в взаимосвязях с западным контекстом. В то время, он был назван «современным», отражающим современное восприятие окружающего мира. Его слагаемые охватили все виды искусства, архитектуру, предметный мир дизайна и моды.
В замысле выставки неслучаен ленинградский опыт, с его знаменитой «горизонталью» архитектурного пространства, где легко уживаются как «каменные глыбы» обобщенных форм, - скульптурные доминаты, мягкие овалы фарфора, стекла, керамики, и строгие, организующее вертикали декоративных тканей. Декоративно-прикладные искусства в этот период диктуют многое, их роль значительна. Структура выставки решена с акцентами на них, давая возможность сравнивать различные формальные приемы.
Экспозиционные залы как пространство с «намеком» на интерьер, с условными стеллажами, полками, «выявили» заданные ранее и совсем неожиданные параллели. В 1960-е интерьер впервые становится темой обсуждений и, конечно, в нем графика (рисунок, эстамп, плакат) занимает только ей присущее положение.
Особенностью выставки можно считать впервые показанную архитектурную графику, дающую идеальное представление о «современном» стиле.
Другие лекции цикла:
12 марта 17-00 О выставке "Приключение черного квадрата"
26 марта 17-00 О выставке "Картина, стиль, мода"
Трансляция лекций осуществляется на нашем канале Youtube
Тел.: (812) 347-87-05
Билеты на лекцию можно приобрести в кассах и на сайте Русского музея
Также вы можете приобрести комплексный билет на посещение лекций и встреч с художниками в кинотеатре Центра мультимедиа здесь
В 1971 г. окончила институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, с 1971 работает в Государственном Русском музее.
Старший научный сотрудник Отдела новейших течений Русского музея, член Петербургского отделения Международной ассоциации искусствоведов (AICA).
Постоянно занимается коллекционированием произведений для собрания государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Это весьма специфические коллекции, представляющие интересные локальные явления российского и, в частности, петербургского искусства - скульптура, теряющая черты своей пластической наполненности и обретающая качества пространственной инсталляции, или, наоборот, скульптура, пластические черты которой -может быть, последняя реалия, сохранившаяся в петербургской школе; не зафиксированный советскими искусствоведами стиль ар деко (art deko), давший уникальные произведения в текстиле и фарфоровой пластике; современный дизайн, который в классическом его понимании не характерен для русского искусства, представляющего редкие работы новой школы.
Как экспозиционера и куратора выставок современного искусства, ее увлекает задача создания "образа" искусства, соединения разных по видам и временам произведений, репрезентации стилей и связанных с этим экспозиционных проблем.