News

01 December 2022 Slantsy (Leningrad region)

Эмоциональное искусство

В первый день первого месяца зимы в виртуальном филиале Русского музея состоялось необычное занятие. Всем известно, что в основе художественного творчества, в частности изобразительного искусства, находятся эмоции. В свою очередь сразу вспоминаются слова Винсента Ван Гога: «Давайте не забывать, что маленькие эмоции — это большие капитаны нашей жизни, и мы подчиняемся им, часто не осознавая этого». Так и родилась идея одно из занятий в посвятить теме «Эмоции в картинах русских художников» и разнообразить его элементами тренинга. В этот раз участниками стали восьмиклассники МОУ «Сланцевская СОШ № 2» и психолог школы Анна Михайловна Кибиткина.

Знакомство с участниками стало эмоциональным и нацелило всех на активную работу. Сначала мы дружно обсудили понятие эмоций, уровни и уместность их проявления. Спонтанно возникла дискуссия о том, кто какие эмоции испытывает в разных ситуациях и выражает их. Выполнили упражнение «Угадай эмоцию». Подобная разминка стала прекрасной основой уже для более серьезной работы.

Мы не просто рассматривали картины русских художников, но пытались определить испытываемые изображенными персонажами чувства и объяснить сделанные выводы. Пришлось даже подниматься до уровня студентов факультета психологии и пытаться дать определение разным эмоциям и придумать рекомендации, как с ними справиться. Например, на картине «Аленушка» В.М. Васнецова  ребята сразу же увидели даже не печаль, а скорбь по известной причине. Далее уже сравнили эмоции Аленушки с этой картины, Аленушки из фарфоровой группы Дулевского фарфорового завода и изображения этой же сказочной героини с коробочки, сделанной мастерицей из Владимирской области. Разные эмоции? Да. Каковы причины? Почему же на одной из них вместо грусти есть даже радость? Сделали предположение, что Аленушка в какой-то момент приняла ситуацию, поняла, что жизнь в любом случае не останавливает, и надо Жить.

Дорогие друзья, попробуйте посмотреть перечисленные ниже картины и определить эмоции героев, возможные причины появления именно таких эмоциональных реакций. Пишите в комментариях!

В.М. Васнецов «Богатыри», «Витязь на распутье»

К.Брюллов «Последний день Помпеи».

Г.И. Угрюмов «Испытание силы Яна Усмаря» (здесь мы, кстати, обсудили чувства быка. Знаете, по отношению к быку мы испытали острое чувство жалости… Догадываетесь почему?)

Рассматривая картину А.Дайнеки «Оборона Севастополя» - почему на этой картине «ярость благородная»?

Э.Дека «Обида»: можно пофантазировать о причинах обиды.

К.С.Петров-Водкин «Мать». Какие чувства? Что напоминает? Какие еще мотивы видны на картине?

Решетников Ф.П. «Опять двойка». Гамма чувств. Кому тяжелее всего?

Вторую часть занятия хотелось провести на позитивной ноте: было предложено вспомнить некоторые исторические события, народные традиции и снова подумать над вопросом «откуда взялись именно эти эмоции» помогли картины «Ленин с крестьянами» (Цыплаков В.Г.), «Взятие снежного городка» (В.И. Суриков), «Всадница» (К.Брюллов). И, конечно, самые сильные эмоции в картине П.А. Шакало «Час победы».

Участники виртуальной экскурсии оказались очень активными, и задание «Угадай настроение, эмоции пейзажей и объясни» было также решено без труда.

Как обычно, не обошлось без творческого задания: сделать набросок, отражающий собственное «Я». Знаете, все ребята изобразили себя улыбающимися с широко открытыми глазами. Мы не беремся трактовать данные изображения, но все же с уверенностью можно сказать – настроение после занятия со знаком «плюс». Желаем каждому принимать позитивные эмоции в неограниченном количестве. Как известно, это «единственное лекарство без побочных действий».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: