Расширенный поиск по коллекциям
История коллекции
Сегодня отдел рисунка и акварели XVIII-XX веков, один из крупнейших в Русском музее, хранит более 110 тысяч произведений.
Показать полный текстНачало графической коллекции Русского музея восходит ко времени его открытия, 7(19) марта 1898 года. В этот день в двух залах Михайловского дворца были представлены картоны, эскизы росписей, акварели К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, А.Е.Егорова, К.П.Бегрова и других мастеров первой половины ХIХ века.
Из 979 акварелей и рисунков, экспонировавшихся в первое время в музее, почти половину составляли графические листы, подаренные княгиней М.К.Тенишевой. В этом превосходном собрании находились произведения О.А.Кипренского, К.П.Брюллова, П.А.Федотова, И.Н.Крамского, И.Е.Репина, В.А.Серова, а также членов Общества русских акварелистов. В последующие годы М.К.Тенишева дополнила свой дар, передав музею еще 196 рисунков, созданных художниками объединения "Мир искусства" М.А.Врубелем, Л.С.Бакстом, К.А.Коровиным и другими.
Первые поступления в музей были достаточно разнородны и зависели от выбора и вкуса дарителей. Но постепенно, уже в 1910-е годы, складывались основные принципы формирования графической коллекции, основанные на необходимости наиболее полного отражения всех значительных явлений русского искусства. В те годы впервые было признано необходимым собирать не только законченные рисунки и акварели, но и так называемый "рабочий материал" - эскизы, этюды, наброски известных живописцев, скульпторов, архитекторов. Увеличение коллекции графических произведений определило создание в 1918 году самостоятельного отдела графики, в составе которого были не только рисунок и акварель, но и гравюра.
В отдел продолжался прием новых поступлений. В 1923 году музей получил 1713 произведений из семьи художников Маковских. Одно из главных мест по праву принадлежит коллекции С.С.Боткина. Среди 1320 графических произведений, переданных в музей его вдовой, находятся редчайшие акварели М.М.Иванова, рисунки А.П.Лосенко, М.И.Козловского, А.Е.Егорова, О.А.Кипренского, П.А.Федотова, П.Ф.Соколова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, М.А.Врубеля, В.А.Серова и других мастеров русского искусства.
Нельзя не сказать о бесценной коллекции Л.М.Жемчужникова (4722 листа, среди них особое место занимают рисунки П.А.Федотова), о замечательном собрании А.Р.Томилова-Е.Г.Шварца, основу которого составляли произведения художников первой половины ХIХ века, О.А.Кипренского, А.О.Орловского, А.Г.Венецианова, Д.Кваренги, а также о тщательно подобранном собрании князя В.Н.Аргутинского-Долгорукова (1895 листов), известном архитектурной графикой XVIII - первой половины ХIХ веков.
В 1972 году секции рисунка и гравюры разделились на два самостоятельных отдела, каждый из которых обладал уникальным материалом, отражавшим все этапы развития русской графики с XVIII по начало ХХ века. Современное графическое искусство, начиная с 1917 года, было представлено в другом музейном собрании - отделе советской графики, созданном в 1932 году. Формирование этой коллекции с самого начала было связано с активным участием сотрудников отдела в художественной жизни - посещением выставок и мастерских художников, тесными контактами с коллекционерами и наследниками.
В основе собрания современной графики лежали материалы, полученные в результате поступления в Русский музей в 1926 году живописи и графики из Музея художественной культуры. Эти произведения, созданные ведущими мастерами русского авангарда - К.С.Малевичем, М.З.Шагалом, П.В.Митуричем, Н.И.Кульбиным, Л.А.Бруни и другими, стали гордостью и украшением постепенно растущей коллекции современного графического искусства.
В предвоенные годы музей приобрел значительное число рисунков, акварелей, набросков К.С.Петрова-Водкина, В.В.Лебедева, Н.А.Тырсы, А.Н.Самохвалова, В.М.Конашевича. Интересной и разнообразной стала коллекция графики периода Отечественной войны, ее основу составили листы, приобретенные в 1942 году для Русского музея с выставки "Ленинград в годы блокады". В послевоенные годы значительно выросло собрание книжной графики, комплектование которого не ограничивается только произведениями, вошедшими в издание.
Особое значение для отдела рисунка и акварели имеют произведения одного из крупнейших художников ХХ века П.Н.Филонова, наследие которого было передано в дар музею его сестрой Е.Н.Глебовой (в том числе более 200 листов графики). Самым крупным даром последних лет может считаться коллекция Г.М.Левитина (около 2300 произведений, среди которых работы К.С.Петрова-Водкина, Н.С.Гончаровай, А.Г.Тышлера, Б.Д.Григорьева и многих других мастеров искусства ХХ века), переданная в Русский музей по завещанию владельца.
Последнее десятилетие XX века связано с важными и принципиальными изменениями в истории отдела рисунка. В 1995 году было принято решение о реорганизации графических разделов Русского музея, и вместо трех, бывших ранее, было создано два. Так отдел "старого рисунка", как его обычно называли, получил материалы из отдела советской графики. Возник новый отдел рисунка и акварели XVIII-XX веков, один из крупнейших в музее, в котором хранится более 110 тысяч произведений.
Собрание национальной графики, принадлежащее к числу наиболее значительных мировых коллекций, обрело завершенный характер и позволило говорить об общих проблемах развития рисунка, включая его последние направления. Стало возможным объединить материалы, характеризующие искусство рисунка и акварели за три столетия.
Медиатека
Зимой 2023 года в Центре мультимедиа Русского музея прошла программа кинопоказов «Петербург. Музей. Кино», посвященная формированию образа города в изобразительном искусстве и кинематографе. В программу входили мультимедийные фильмы Русского музея, созданные на основе коллекции музея, и художественные фильмы российских и зарубежных режиссеров из архивов Госфильмофонда России.
Демонстрация фильмов дополнилась лекциями, комментариями, встречами со специалистами Русского музея и киноведами.
На мастер-классе вы познакомитесь с техникой «живописи по-мокрому» и узнаете как при помощи красок изобразить на бумаге красивый лес.
На мастер-классе вы познакомитесь с графической техникой “граттаж” и узнаете как изобразить извержение вулкана.
На мастер-классе вы нарисуете богатырского коня и придумаете мир, в котором он живет.
Фильм рассказывает об истории мастерской реставрации произведений графики и главных направлениях ёё работы
Онлайн семинар "Понимать и помогать" посвящен специфике тифлокомментирования работ художников с ментальными особенностями.
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в Михайловском замке с 12 марта по 14 сентября 2020 года
В своей лекции Павел Юрьевич Климов, заведующий отделом живописи второй половины XIX - начала XXI веков Русского музея, рассказывает о выставке «Александр III. Император и коллекционер», проходившей в Русском музее в 2020 году.
Лекция Светланы Сергеевны Ершовой, кандидата искусствоведения, сотрудника Русского музея, посвящена одной из первых русских женщин, вошедших в историю живописи - Зинаиде Серебряковой.
Лекция Григория Наумовича Голдовского, заведующего отделом живописи XVIII — I половины XIX века Русского музея, посвящена выставке Русского музея из цикла «Сага о династии Романовых» - «Николай I», которая проходила в Русском музее в 2019 году.
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в Михайловском замке с 13 февраля по 12 июня 2019 года
Лекция Натальи Михайловны Козыревой, заведующего отделом рисунка и акварели Русского музея, посвящена графическому наследию Петрова-Водкина, которое было представлено на выставке "Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения" в Русском музее в 2018 году.
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в Русском музее с 23 ноября 2017 по 26 марта 2018 года.
Виртуальный тур создан на основе временной выставки, проходившей в Русском музее с 22 декабря 2016 по 20 марта 2017 года. Выставка включает живописные и графические произведения мастера из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, музея-заповедника "Петергоф", Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского, а также из других музеев России.
Виртуальный тур создан на основе временной выставки Русского музея «Великий князь Павел Петрович» (24 декабря 2014 - 10 мая 2015 года).
Мультимедийная программа объединяет около 500 произведений русских художников, работавших в Италии и итальянских мастеров, оставивших свой след в русском искусстве, в том числе внесших значительный вклад в архитектурный облик дворцов Русского музея.
Программа объединила около 1000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и монументального искусства, а также карикатуры из коллекции Русского музея и собраний 60 художественных музеев России.
Разработанная отделом новых технологий интерактивная программа для выставки «Неизвестный и знаменитый Карл Брюллов» позволяет познакомиться с некоторыми аспектами атрибуционной практики, прикоснуться к одной из самых увлекательных и сложных областей музейной работы.
Фильм посвящен коронационным альбомам российских императоров.
Этот фильм посвящен особенной категории художников-пейзажистов, которые писали свои работы во время дальних экспедиций, военных походов или путешествий. Такие художники нанимались специально для фиксации увиденных просторов или запечатления военных походов. Среди таких мастеров П.Н.Михайлов, который с командой Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева добрался до Антарктиды, П.П.Свиньин, который много путешествовал, в том числе по Америке, одним из итогов его путешествий стало издание альбома с видами России, а также М.М.Иванов, запечатлевший путешествие императрицы Екатерины II в 1785 году.
Сергей Павлович Дягилев в России и за рубежом известен как устроитель Русских сезонов, но мало кто знает о том, что Дягилев внес большую лепту в развитие не только русского балета, но и русского изобразительного искусства. Можно говорить о том, что и для русской публики он открывал глаза на собственную историю и культуру. Фильм В.А.Гусева посвящен той неизвестной стороне жизни Дягилева, которая неразрывно связана с историей русского искусства и итогом которой стала масштабная выставка портрета в 1905 году в Таврическом дворце.
Маковские — знаменитая творческая династия. Её основатель — Егор Иванович Маковский (1802-1886), — известный коллекционер и страстный любитель искусства, который стоит у истоков создания Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Программа рассказывает о произведениях искусства конца XIX – начала XX веков, представленных в экспозиции и фондах Русского музея.
Фильм представляет собой несколько новелл на тему "Жизнь природы и человек...". На материалах временных выставок музея рассказывается о том, что природа в произведении искусства является не просто декорацией, а помогает создать художественный образ, вызывающий у зрителя сопереживание.
Мультимедийный фильм «Техника рисунка» создан к выставке «Рисунок и акварель в России. XX век». В фильме рассказывается о различных видах рисунка — рисунке графитным карандашом, углем, цветными карандашами, сепией, сангиной. Помимо «сухих» техник программа рассказывает и о «водяных» — рисунке тушью, ламповой копотью и черной акварелью, а также об акварели — технике, наиболее близкой к живописи.
Фильм о двух представителях русского авангарда: Вере Ермолаевой – мастере живописи и графики, и Николае Суетине – супрематисте, ученике и сподвижнике Казимира Малевича.
Программа включает электронный каталог живописных и графических материалов из наследия крупнейшего русского реалистического художника Ивана Ивановича Шишкина (около 150 работ), статьи специалистов, летопись жизни и творчества. Есть режим создания своего альбома изображений, а также функция копирования статей в буфер обмена.
В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев рассказывает зрителям о трех выставках Русского музея, которые музей открыл в 2007 году: «Времена года» (корпус Бенуа), «Врубель. К 150-летию со дня рождения» (корпус Бенуа) и «Гербарий любви» (Михайловский замок).
О том, как была основана Академия художеств, какие принципы обучения были заложены в ее основу, какими были условия обучения и как награждались ученики за свои успехи, рассказывает в этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев на открывшейся выставке «Академия художеств. 1757-2007. К 250-летию со дня основания».
Фильм посвящен одному из самых знаменитых русских художников Михаилу Врубелю. В фильме зритель не найдет хронологического описания жизни художника, но сможет познакомиться с мозаикой из фактов, цитат и событий, которые помогут составить свое собственное впечатление о художнике.
Фильм знакомит зрителей с коллекцией рисунка и акварели второй половины XIX века из собрания Русского музея. Директор музея В.А. Гусев рассказывает о периоде протяженностью в пятьдесят лет, отделяющем эпоху блистательного расцвета графики в первой половине XIX века от времени ее бурного возрождения в начале XX века. Именно в это время происходит всплеск сатирической и журнальной графики, появляются рисовальные вечера, образовывается первое в истории русского искусства графическое объединение, с 1890-х годов открываются выставки графики.
Программа представляет произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея и Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко, объединенные эпохой Екатерины II - парадный портрет, фарфор, монументальную и портретную скульптуру.
В программе собраны принадлежащие собранию Русского музея живописные и графические произведения художника, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, исполненные в технике майолики. Программа включает в себя около 200 изображений с аннотациями к каждому произведению и возможностью рассмотреть увеличенные фрагменты.
Программа посвящена творчеству Александра Андреевича Иванова (1806-1858), во многом определяющего лицо русской национальной школы живописи, великолепного рисовальщика, мыслителя.
В фильме рассказывается о коллекции искусства Русского музея XX века, которая позволила «реконструировать» в рамках выставки «Время перемен» атмосферу художественной жизни СССР эпохи 1960 -80-х годов XX века – эпоху великого противостояния двух миров в советском искусстве.
Фильм снят по материалам одноименной выставки Русского музея, посвященной аналитическому искусству Павла Филонова. Зрителей ждет рассказ директора Русского музея В.А.Гусева о непростых обстоятельствах жизни Филонова и о главных постулатах его творчества.
Фильм посвящен одноименной выставке Русского музея. Директор Русского музея В.А.Гусев расскажет о жанровом разнообразии и богатстве используемых техник таких художников как А. Егоров, В. Шебуев, О. Кипренский, К. Брюллов, Ф. Бруни и А. Иванов. Именно в рисунке наиболее полно и ярко отразились стилистические поиски художников первой половины XIX века.
Программа о русском художнике Павле Мансурове, более 50 лет прожившем во Франции, содержит около 100 изображений, включая документальные фотографии и репродукции работ.
В 1941 году, в начале войны, художественная коллекция Государственного Русского музея была эвакуирована в город Пермь (тогда - Молотов). Здесь, в стенах Спасо-Преображенского собора, был открыт филиал Русского музея.
В канун 60 годовщины Победы в Великой Отечественной войне вся страна готовилась к празднику. И Русский музей не исключение. Здесь была представлена выставка "Путь к Победе". На ней были показаны произведения живописи, графики, скульптуры, созданные в период с 1941 по 1945 год.
Федор Толстой - скульптор, живописец, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства середины XIX века. Но ярче всего его талант раскрылся в работах по медальерной части. Говоря о Федоре Толстом, часто произносят «он первый». И на самом деле, оказывается, он в своих творческих работах многое осуществлял впервые.
В программе представлены живопись, рисунки и гравюры, плакаты и скульптуры, созданные художниками в блокадном Ленинграде, в готовой к обороне Москве, на фронте, в тылу.
В фильме рассказывается: о женских портретах (С.М.Боткиной, З.Н.Юсуповой, О.К.орловой, Иды Рубинштейн), отражающих изменения в мировоззрении Серова, в его понимании живописи и др.
В программе представлено более 200 работ художника из фондов Государственного Русского музея (живопись, графика, гравюра). Публикуются аннотации о каждом произведении, статьи о творчестве, биографические справки и документальные фотографии.
Имя великого русского художника Константина Андреевича Сомова неразрывно связано с художественным объединением «Мир искусства». Современники говорили о Сомове, что он, в своих произведениях, воплощает тени давно минувшего. Художник был певцом изящного восемнадцатого века, открывая зрителю таинственную прелесть мира пестрого маскарада, пудренных париков и пышных фейерверков.
Фильм посвящен жизни и творчеству художника XVIII века Гавриила Ивановича Скородумова, одного из первых русских граверов, получившего европейскую известность.
В программе представлено более 400 работ Б.М. Кустодиева из музеев, библиотек и частных собраний России. Можно ознакомиться с биографией художника, посмотреть его работы; имеются хронологический и алфавитный указатели.
Программа включает произведения художников из собраний двух музеев – Государственного Русского музея и Музея изобразительных искусств Республики Карелия, посвященных карело-финскому эпосу «Калевала». Содержит аннотации к работам, биографии художников.
Главное в портрете любого города - люди. Петербуржцы - народ особый. Они сумели сохранить для своего города "петербургский стиль" и в жизни, и в живописи.
Потери, перенесенные нашей страной и нашим народом, в годы Великой Отечественной войны, поистине неисчислимы. Но собрание Русского музея практически не пострадало - не погиб и даже не подвергся порче ни один экспонат. Это стало возможным только благодаря героическому труду музейных сотрудников, которые спасали, эвакуировали и всеми силами сохраняли художественные ценности. Коллекция музея продолжала пополняться и в годы войны. Принимал Русский музей на хранение наиболее ценные произведения художников, оставшихся жить и работать в блокадном Ленинграде.
В фильме идет речь о произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства из коллекции Русского музея и музеев Рима, Неаполя, Флоренции, Милана, а также из частных собраний Италии, представленных на одноименной выставке Русского музея.
Павел Николаевич Филонов (1882-1941) - живописец, график. Его картинам было суждено долгое насильственное забвение, затем выход из небытия и признание, но все равно Филонов остается самым загадочным и самым непостижимым из мастеров русского авангарда, одинокой и трагической фигурой в искусстве ХХ века.
Шестидесятые годы XIX века явились периодом блистательного расцвета русского реалистического искусства. Русская живопись ярко и разносторонне отразила современную ей жизнь: и острые социальные противоречия, и нищету, и горе трудящегося человека, и неугасимую веру в лучшее будущее, и даже зарождение терроризма в России, о чем пытался сказать Ф.М.Достоевский в своем романе "Бесы". Все эти явления получали воплощение в полотнах русских художников Ф.Васильева, Н.Ге, И.Крамского, Г.Мясоедова, В Пукирева, В.Перова.
Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Художник, создавший галерею портретов замечательных людей русского общества эпохи романтизма. Начало XIX столетия по праву называют "золотым веком" русской живописи.
Программа включает более 400 полноэкранных репродукций произведений живописи и графики из собрания Государственного Русского музея, которые представляют собой собирательный образ Санкт-Петербурга в различные исторические эпохи
В этом фильме по ходу экскурсии по классам петербургской Академии художеств рассказывается о важности рассмотрения рисунка не только с точки зрения техники, но и с точки зрения манеры его исполнения художником.
На примере работ русских художников в фильме характеризуются основные техники рисования – пером, карандашом, сепией, соусом.
Фильм знакомит с различными техниками акварельной живописи, рассказывает об особых видах бумаги и кистей, знакомит с секретами и особыми свойствами акварели.
Этот фильм посвящен живописному роману, созданному Орестом Кипренским - роману в портретах.
Орест Адамович Кипренский (1782-1836) - художник, создавший галерею портретов замечательных людей русского общества эпохи романтизма. Одна из первых работ Ореста Кипренского - портрет Адама Швальбе (1804 г.). Написанный на деревянной доске портрет казался произведением европейского мастера XVII в.
Великий русский поэт Василий Андреевич Жуковский был одаренным художником и рисовальщиком, хотя в этом его считают любителем. "Путешествие сделало меня художником" - сказал о себе Жуковский. Фильм рассказывает о его жизни и рисунках, сделанных во время путешествия по России с цесаревичем Александром Николаевичем, будущим императором Александром II, наставником которого был поэт.
Фильм В.А.Гусева посвящен 1860-м годам ‒ одному из интереснейших, неоднозначных и чрезвычайно важных периодов в истории России и русского искусства. Сущность этого времени определяется пафосом обличения и прямой критики художниками окружающей действительности. Необыкновенная отзывчивость к наболевшим вопросам социального бытия, нетерпимость ко злу, искренность выражения своих идей, созвучных настроениям художественной интеллигенции России того времени, делают искусство «шестидесятников» явлением чрезвычайно значительным.
Программа включает летопись художественной жизни 1860-х годов, каталог более 300 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства с аннотациями и биографическими справками о художниках. Программа содержит хронологический индекс произведений искусства, индекс вида искусства, а также алфавитный указатель.
Фильм посвящен русскому художнику жанровой, исторической и портретной живописи Ивану Крамскому.
Работы Павла Филонова оказались в Русском музее благодаря его сестре, Е.Н.Глебовой, которая после смерти художника передала на временное хранение все сохранившиеся работы. К сожалению, отношение к художнику в советское время было неуважительным, художник не вписывался в советскую парадигму ни своим образом жизни, ни мышлением, ни собственным стилем в живописи. Именно неприятие Филонова способствовало краже нескольких его работ из Русского музея. О трудном возвращении в музей расскажет директор Русского музея В.А.Гусев.
Программа, подготовленная к выставке русского футуризма, содержит редкие фотографические материалы и электронный альбом произведений ведущих представителей футуризма в России. В программе представлены 200 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и скульптуры с подробными аннотациями.
Программа подготовлена к выставке, посвященной одному из самых значительных явлений в художественной жизни России рубежа XIX–XX веков — объединению «Мир искусства».
Программа представляет более 250 произведений искусства, раскрывающих одну из самых постоянных страстей человека - страсть к игре в самых разных её проявлениях.
Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре
Онлайн-лекция к выставке «Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения»
Е.В. Станкевич
25 февраля 2021Михаил Ксенофонтович Соколов. Наследие художника в собрании Ярославского художественного музея
Н. П. Голенкевич
28 февраля 2019Другие ресурсы
|
Русская графика. Фильм из цикла "Русский музей". 1983. Гостелерадиофонд |
Советская графика. Фильм из цикла "Русский музей". 1983. Гостелерадиофонд |