Виртуальные выставки

Расширенный поиск по коллекциям

Раздел коллекции

Период

Жанры и сюжеты

Памятники архитектуры и природные заповедники Крыма в отечественном изобразительном искусстве

Виртуальная выставка объединяет более 500 произведений живописи, рисунка и печатной графики из коллекции Русского музея и 40 художественных музеев Российской Федерации, созданных в конце XVIII – начале XXI веков.

Подробнее

Самые ранние произведения, вошедшие в состав выставки – рисунки М.М.Иванова и В.П.Петрова, созданные в конце XVIII века с целью увековечить историческое путешествие Екатерины II в Крым после его присоединения к Российской империи. Картина В. П. Петрова «Вид Тавриды» (1792) – образ-символ важнейшего события русско-крымской истории. 

Творчество многих известнейших мастеров отечественного искусства XIX – первой половины XX веков было вдохновлено уникальной в своем своеобразии величественной природой Крыма (И. К. Айвазовский, Л. Ф. Лагорио, А. И. Куинджи, А. И. Боголюбов, А. В. Куприн, А. А. Осмеркин, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, И. И. Машков и др.).

Воспоминаниями о древней Киммерии, по Гомеру – крайней границе населенного мира, о геологических катаклизмах, сотрясавших ее много веков назад, об умиротворении, снизошедшем на ее «библейские долины» – предстают в экспозиции выставки акварели М. А. Волошина. Здесь экспонируется часть «музыкально-красочных» композиций мастера 1916-1932 годов, вошедших в его известнейшую «Коктебельскую сюиту». Поэтико-символическое звучание отличает и эпические изображения горных видов Капсели в темперах А.Н. Бенуа и «фантастических пейзажах» К.Ф. Богаевского, стремившихся увидеть землю Крыма глазами древнего художника, ступившего на ее берега.

В ряде работ XX-XXI веков знаково воплощены представления о богатейшей истории полуострова, о мире его легенд и образов-символов, погружающих в глубины и тайны прошлого (К. Ф. Богаевский, Н. К. Жаба, В. Н. Петров (Камчатский), А. П. Скирутите, Е. С. Попхадзе, Э. А. Жаренова).

На протяжении двух столетий художников России привлекали природные и архитектурные ландшафты Крымского полуострова, ныне обретшие значение и статус знаменитых историко-культурных заповедников и своеобразных экзотических объектов – музеев под открытым небом.

В работах Г. Л. Ратнера, В. К. Яновского и Е. В. Нагаевской представлен Чуфут-Кале и пещерные города в горах, сооруженные потомками киммерийцев, тавро-скифов и аланов.

Руины оборонного зодчества – крепости, башни в окрестностях Судака, Феодосии и Керчи – предстают в живописи и графике К. Ф. Богаевского, Н. П. Ходатаева, Г. Б. Смирнова, И. Н. Сабо, А. Г. Ромма, В. М. Киркевича и Г. М. Манизера.

Фрагментами вида на городище Херсонеса Таврического, представляющего собой своеобразную экспозицию открытых раскопками зданий и сооружений, относящихся к эллинистическому римскому и, главным образом, византийскому периодам жизни древнего города, стали этюды и полотна Е. С. Попхадзе, В. В. Калинина, М. В. Кобыленкова, П. С. Саушкина, В. И. Болотного, цветная автолитография В. Н. Петрова (Камчатского) и офорт А. А. Гавричкова.

Своеобразный монографический комплекс произведений, исполненных керченскими художниками в 1925–2011 годах, посвящен изображению храма Иоанна Предтечи. Здание церкви, является одним из самых древних православных храмов Крыма.

Превалируют в экспозиции выставки морские пейзажи у берегов Гурзуфа с видами на гору Аю-Даг, и стоящие в море скалы-близнецы Адалары, скалу Дженевез-Кая с руинами Генуэзской крепости, скалу Ак-Кая, а также Карадагский природный заповедник, где скалы, образовавшиеся в результате вулканической деятельности, соседствуют с остатками древних рифовых массивов (Н. Г. Чернецов, П. П. Верещагин, К. В. Дыдышко, К. Ф. Богаевский, В. А. Гринберг, А. А. Мухин, Е. И. Владимиров, А. Н. Соцков, В. М. Киркевич).

Множество пейзажей посвящено символу Южного Крыма – горе Ай-Петри, возвышающейся над Кореизом и Алупкой в Ялтинском регионе полуострова (живопись Ф. П. Боголюбова, П. А. Шиллинговского, Б. Н. Яковлева, Н. К. Сверчкова, М. С. Спиридонова, акварели К. Ф. Богаевского и эстампы А. Д. Щекалиной и А. П. Легенченко).

Мир образов пейзажей, представленных на выставке, многолик, красочен и значим. Все здесь призвано передать прозрачность теплого южного воздуха и дыхание моря сказочного полуострова: и манера исполнения, и тонкие тональные решения графических листов, и чистота цвета в живописи.

Следуя традициям академической пейзажной школы, мастера с вдохновенной и живой этюдной непосредственностью стремились воплотить в своих работах богатейшую палитру световых и цветовых решений, основанных на пленэрных эффектах световоздушной среды (Н. Г. Чернецов, И. К. Айвазовский, А. И. Куинджи, А. А. Киселев, Л. Ф. Лагорио, А. И. Боголюбов, А. И. Мещерский, Х. Д. Костанди, А. П. Ционглинский, П. П. Верещагин, А. М. Васнецов и др.).

Композиционная завершенность и образная выразительность отличают многие этюды Крымского Предгорья, приравнивая их к законченным и значимым пейзажам-картинам. Таковы представленные на выставке работы Л. Ф. Лагорио, А. П. Боголюбова, А. И. Куинджи, Ф. А. Васильева, П. А. Шиллинговского, А. П. Остроумовой-Лебедевой, М. В. Нестерова, Н. С. Самокиша, Н. П. Шлейна, В. А. Серова, П. В. Кузнецова, Н. В. Перцева, К. М. Молчанова и др.

Воронцовский и Ливадийский дворцы из южнобережного ожерелья прекрасных дворцово-парковых ансамблей, усадебное зодчество и памятники архитектурно-ландшафтного искусства Симферополя, Севастополя, Керчи, Бахчисарая, Ялты, Алупки, Ливадии, Гурзуфа, Симеиза, а также горных и степных районов Крыма, воспринимаются как органичная живописная часть местного ландшафта (панорамные полотна и этюды Л. Ф. Лагорио, В. Д. Орловского, Г. П. Кондратенко, С. И. Васильковского, А. В. Куприна, А. А. Осмеркина, темперы И. Н. Зисмана, акварели К. Ф. Богаевского и П. П. Кончаловского, а также офорты И. И. Шишкина, литографии А. Бигатти и К. Б. Бассоли и шелкографии А. О. Семенова).

Бахчисарайский ханский дворец – единственный в мире образец крымскотатарского дворцового зодчества – представлен в значительных произведениях живописи И. И. Машкова, А. В. Куприна, П. П. Кончаловского и в акварели М. А. Беркоса.

Долгие годы жизни и постоянная работа на пленэре связывали с Крымом многих художников. Благодаря этому, так убедительны изображения памятников истории, археологии и природных ландшафтов полуострова (К. Е. Максимов, П. С. Уткин, В. Ф. Загонек, К. А. Вялов, К. М. Молчанов, И. Ф. Титов, Г. Л. Ратнер, П. П. Кончаловский и др.).

Виды уютных двориков, узких, мощеных камнем старинных улочек, фонтанов и цветущих садов передают особое очарование маленьких крымских городов (А. К. Жаба, А. А. Осмеркин, А. В. Куприн, М. Ш. Юфа, А. А. Кучас, Р. Н. Дворянидова-Гловацкая, Д. А. Налбандян, Н. Д. Пирогова, А. О. Семенов, О. А. Флоренская, С. В. Калужина).

Особенности крымского ландшафта и национальный колорит традиционной крымскотатарской архитектуры раскрываются в живописи и графике 1791-2000 годов (В. П. Петров, Н. Г. Чернецов, К. А. Коровин, Н. К. Жаба, В. И. Соколов, Ц. Х. Шейх-Заде, Н. Ф. Якубов, Р. А. Нетовкин, И. Г. Шемсетдинов, О. П. Федотов).

В ярком звучании цвета и особой широкой и темпераментной манере живописи крымских художников конца XX – начала XXI веков предстают образы исторических и архитектурных памятников Ливадии и Севастополя (А. Н. Сырбу, Р. Р. Рамазанова, В. Н. Волкова, В. И. Болотного, В. И. Гранди, М. В. Кобыленкова, Г. Я. Брусенцова, П. К. Саушкина, А. И. Сухоруких).

Ряд пейзажей посвящен курортному Крыму советской эпохи, передавая неповторимую эмоциональную атмосферу южного отдыха тех лет (П. П. Соколов-Скаля, П. В. Кузнецов, П. И. Котов, Н. В. Перцев).

Русский музей выражает искреннюю признательность всем музеям, принявшим участие в этом проекте и предоставившим произведения из своих собраний.

                                                                                                                                                       И. И. Филиппова, Н. М. Штример

+ Участники выставки

 

Все произведения
Период:
Вид искусства:

Всего: 555
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Ай-Петри, Алупка
Период:
Вид искусства:

Всего: 50
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Бахчисарай
Период:
Вид искусства:

Всего: 38
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Гурзуф, Аю-Даг
Период:
Вид искусства:

Всего: 67
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Евпатория
Период:
Вид искусства:

Всего: 6
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Керчь
Вид искусства:

Всего: 14
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Судак, Коктебель, Феодосия, Карадаг
Период:
Вид искусства:

Всего: 44
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Севастополь, Балаклава, Инкерман
Период:
Вид искусства:

Всего: 45
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Ялта, Ливадия, Алушта, Симеиз
Период:
Вид искусства:

Всего: 38
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
+ Участники подготовки выставки

Отдел «Консультационно-методический центр художественных музеев РФ»

Заведующая отделом: М. Г. Красовитова 

Организация сбора материалов выставки из художественных музеев России: И. И. Филиппова

Сбор, изучение и оформление соглашений на получение материалов для виртуальной выставки: И. И. Филиппова, С. В. Матвеев, Н. М. Штример.

Отбор материала и разработка концепции выставки, подготовка текстов статьи, биографий художников и аннотаций: И. И. Филиппова, Н. М. Штример.

Служба "Виртуальный Русский музей"

Начальник службы: М. Ю. Гладких

Публикация материалов выставки: А. Ю. Иваненко, Ф. М. Кишканов, Е. Ю. Пилецкая, Т. И. Шутикова

Отдел подготовки изданий

Заведующий отделом: А. В. Лакс

Сбор изображений из коллекции Русского музея: Т. И. Мельник, М. Дорохова

Разработка модуля и техническая поддержка - А. В. Латышев, студия мультимедиа "МАРТ" (руководители Д. Д. Рубашкин и И. Н. Кондратьева)

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: