- Главная
- Онлайн ресурсы
- Коллекция
- Справочные материалы
- Периоды
- Вторая половина XIX века
Вторая половина XIX века
Медиатека
В этот раз мы познакомимся с картиной Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща». Узнаем, где прячутся корабли. Найдем на картине живое существо.
Данное путешествие знакомит нас с картиной Ильи Репина “Садко в подводном царстве”. Вместе с художником мы окунемся в чудесный подводный мир. Увидим череду невест. И узнаем, кого выберет Садко.
В этом путешествии вы познакомитесь с удивительными произведениями созданными художником-пейзажистом Архипом Куинджи.
Фильм рассказывает о работе мастерской реставрации каменной и гипсовой скульптуры
Фильм посвящён работе мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры Русского музея, специалисты которой выполняют уникальные по своей сложности реставрации.
Творчество Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898) занимает особое место в истории отечественного изобразительного искусства. Данная лекция предоставляет возможность во всем многообразии познакомиться с уникальным талантом крупнейшего мастера русского пейзажа в области печатной графики.
Тема данного семинара - Способы изображения движения в статичных объектах, как менялись эти способы на протяжении XIX и XX веков.
Тифлокомментирование — лаконичное, но подробное описание визуальной информации для незрячих и слабовидящих людей. Но может ли тифлокомментарий быть полезен тем, у кого нет ограничений по зрению? В первую очередь, тифлокомментирование — это работа со словом, причем словом наиболее точным. Через слово человек познаёт себя и окружающий мир, поэтому мы предлагаем рассмотреть тифлокомментарий как способ познания искусства, который может быть интересен любому человеку.
Лекция посвящена Давиду Ивановичу Иенсену и Ивану Ивановичу Реймерсу, чьи имена были хорошо известны в середине XIX века.
Вторая встреча в серии семинаров по тифлокомментированию «Понимать и Помогать».
На семинаре рассмотрны некоторые трудности, с которыми может столкнуться тифлокомментатор в процессе работы. Практическая часть включает описание многофигурной композиции и работу с музыкой на примерах произведений искусства XIX века.
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в Михайловском замке с 12 марта по 14 сентября 2020 года
Данная лекция основана на материалах выставки «Александр III. Император и коллекционер», проходившей в Русском музее в 2020 году. Тематически лекция посвящена коллекции декоративно-прикладного искусства, собранной Александром III.
Его пристрастия и личный вкус, как императора-коллекционера, явились определеяющими в отборе состава коллекции.
В своей лекции Павел Юрьевич Климов, заведующий отделом живописи второй половины XIX - начала XXI веков Русского музея, рассказывает о выставке «Александр III. Император и коллекционер», проходившей в Русском музее в 2020 году.
Лекция посвящена Фёдору Каменскому - ведущему скульптору реалистического направления в России в 1860 - начале 1870-х годов.
Основой для данной лекции послужили материалы выставки «Реализм: вчера и сегодня. Искусство и правда», которая проходила в филиале Русского музея в испанском городе Малага и представила историю русского реалистического искусства начиная с XVIII века.
Вторая лекция научных сотрудников отдела народного искусства Русского музея посвящена экспозиции народного искусства и некоторым представленным на ней произведениям.
Первая лекция научных сотрудников отдела народного искусства Русского музея посвящена особенностям экспозиции народного искусства и некоторым представленным на ней произведениям.
После окончания учебы в Академии Художеств и получения золотой медали, Репин не сразу уехал за границу. В 1872 году молодой художник женился на Вере Алексеевне, дочери архитектора Шевцова. Еще через год семья уехала за границу на три года. Они много путешествовали - побывали в Австрии, Италии, Англии, Франции. Это был очень счастливый период - в Париже родилась вторая дочь, Надежда.
Сюжет этого шедевра Репина хорошо известен: Запорожские казаки пишут ответ на предложение турецкого султана перейти на сторону Османской империи. Сохранился и текст этого ответа, полный самых изысканных оскорблений в адрес "владыки блистательной Порты".
Картина «Садко» была написана в 1876 году во Франции, в Париже, во время пенсионерской поездки художника по Европе. Репин одним из первых отечественных художников решил использовать в качестве сюжета для картины русскую народную сказку или былину.
Данное полотно принадлежит к числу самых выдающихся произведений русской живописи. С картины „Бурлаки на Волге“, высоко оцененной на Всемирной выставке в Вене (1873), началась европейская известность И.Е. Репина.
«Воскрешение дочери Иаира» - это дипломная работа, выполненная И. Репиным на заданную тему евангельского сюжета по окончании Академии художеств.
Экскурсия по выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Экскурсия по выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Экскурсия к выставке "ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)"
Лекция Сергея Кривонденченкова, хранителя и ведущего научного сотрудника отдела живописи второй половины XIX - начала XXI веков, рассказывает о творческом пути Ильи Ефимовича Репина, об изменении его стиля от ранних ученических до самых поздних работ, а также о концепции выставки "И.Е. Репин. К 175-летию со дня рождения", которая проходила в Русском музее в октябре 2019 - марте 2020 гг.
Лекция Григория Наумовича Голдовского, заведующего отделом живописи XVIII — I половины XIX века Русского музея, посвящена выставке Русского музея из цикла «Сага о династии Романовых» - «Николай I», которая проходила в Русском музее в 2019 году.
Лекция, посвященная проблеме света в искусстве, входит в авторский цикл Светланы Бирюковой - искусствоведа, заведующей отделом "Центр мультимедиа Русского музея".
Одна из особенностей изучения истории искусств состоит в том, что место и положение художника и его произведений в сложившейся системе координат можно определять с точки зрения сегодняшнего зрителя, а можно поставить себя на позицию современника эпохи. Отражение новой эпохи нового века и отношения к ней Репина – одна из тем лекции о великом живописце.
Лекция доктора философских наук, искусствоведа, критика, главного научного сотрудника Государственного Русского музея А.А. Курбановского знакомит с узловыми проблемами творчества Репина, на широком философско-эстетическом и артистическом фоне эпохи.
Лекция является частью цикла, подготовленного к открытию выставки «Платки и шали в России XVIII-XXI веков из собрания Русского музея».
Данная лекция из цикла, который знакомит зрителей с выставкой «Платки и шали в России XVIII-XXI веков из собрания Русского музея», посвящена технологическим особенностям отечественного текстильного производства.
Лекция посвящена выставке «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме», которая проходила в Русском музее в 2018 году.
Лекция Светланы Владимировны Бирюковой, заведующей отделом Центр мультимедиа Русского музея, посвящена роли света в русском искусстве. Она была прочитана для педагогов и родителей, занимающихся с детьми по игровой компьютерной программе «Светлячки».
Лекция даёт возможность познакомиться с экспонатами выставки «Платки и шали в России XVIII-XXI веков из собрания Русского музея», которая проходила в Русском музее в конце 2018 - начале 2019 годов.
Лекция посвящена жизни и творчеству крупнейшего российского скульптора второй половины XIX века Марка Матвеевича Антокольского.
Виртуальный тур создан на основе временной выставки, проходившей в Русском музее с 22 декабря 2016 по 20 марта 2017 года. Выставка включает живописные и графические произведения мастера из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, музея-заповедника "Петергоф", Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского, а также из других музеев России.
Фильм создан в рамках виртуального тура по выставке «Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения».
Фильм рассказывает о творчестве И.К. Айвазовского, прославленного живописца, художника Главного Морского штаба. Его картины бушующего моря, морских сражений, Вселенского потопа широко известны, однако задумывались ли мы о том, какими средствами передает мастер стихию воды.
Личность Петра долгие годы вдохновляла художников на создание монументальных памятников искусства. Со многими из них, украшающими города России и Европы, можно познакомиться в интерактивной программе «100 памятников Петру I». Программа подготовлена к временной выставке Русского музея «Петр Первый. Время и окружение», проходившей в 2015-2016 годах в рамках проекта «Сага о династии».
В фильме демонстрируется светский лубок XVIII – начала XX веков из собрания Государственного Русского музея в форме анимации. Представлены следующие техники: гравюра на металле, литография, хромолитография.
Фильм об известной картине Н.Н. Ге раскрывает обстоятельства трагического противостояния Петра I и царевича Алексея (1690-1718), старшего сына Петра от его первой жены Евдокии Лопухиной.
Среди многих, зачастую шокирующих реформ Петра Великого одним из наиболее известных нововведений стало проведение небывалых прежде общественных собраний – ассамблей.
Фильм о женском народном костюме в России XVIII-XX веков подготовлен Русским музеем к одноименной выставке, проходившей в 2014 году.
Мультимедийная программа объединяет около 500 произведений русских художников, работавших в Италии и итальянских мастеров, оставивших свой след в русском искусстве, в том числе внесших значительный вклад в архитектурный облик дворцов Русского музея.
Данная интерактивная программа посвящена одному из самых известных произведений И. Е. Репина, над которым художник проработал в целом более двадцати пяти лет.
Фильм представляет коллекцию религиозного лубка Русского музея. Это листы, которые в крестьянском и низовом городском быту должны были заменить собою дорогостоящие иконы. Функциональная и иконографическая близость иконе позволяет рассматривать духовный лубок как целостное самостоятельное явление.
Программа подготовлена отделом народного искусства и представляет собой большой каталог произведений народного искустсва и электронный путеводитель по выставочным залам народного искусства в Русском музее.
Русская бытовая живопись поражает своей широтой, с которой в ней охвачены наиболее существенные стороны тогдашней действительности. Одно из первых мест занимает в ней русская деревня. Бытовой жанр показывает зрителю не только тягости крестьянской жизни, но и очарование повседневности. В фильме В.А. Гусева речь пойдет о картинах таких художников как А.Г.Венецианов, Г.В.Сорока, К.Е.Маковский, А.П.Рябушкин и других.
Фильм посвящен коронационным альбомам российских императоров.
Аудиовизуальные лекции старшего научного сотрудника Русского музея, заслуженного работника культуры Регины Абрамовны Гельман посвящены нескольким шедеврам из коллекции Русского музея. Вы можете узнать о том, что такое «натюрморт», как И.Е.Репин создавал свое произведение «Бурлаки на Волге» или о том, как в самый непростой момент своей жизни В.И.Суриков решился писать «Взятие снежного городка».
Фильм посвящен четырем выставкам, прошедшим в Русском музее в 2010 году. На выставке «Небо» демонстрировались работы (от иконы до современного искусства), так или иначе связанные с «небесной» тематикой; «Гимн труду» - полотна представителей соцреализма и авангарда. В рамках выставки «Смолянки» Д Дмитрия Левицкого зрители впервые после масштабной реставрации увидели портреты учениц Смольного института, а выставка «Из русской жизни XVIII - начала XX века» познакомила с развитием бытового жанра в произведениях графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея.
Фильм посвящен жизни и творчеству художника Исаака Левитана, одного из лучших мастеров пейзажной живописи. Сделав природу главным героем своих полотен, Левитан создавал пейзажи, имеющие свое настроение и понятные каждому зрителю.
Данная программа подготовлена к одноименной выставке в Русском музее и посвящена пивной теме в искусстве. Столетиями пиво служило русским художникам музой, моделью, было источником сюжетов, прообразом цвета и формы, задавало произведениям специфический пивной эмоциональный тон. Разные моменты изготовления и употребления пива вызывали потребность запечатлеть, воспеть, обобщить, поразмыслить.
Мультимедийный фильм представляет один из проектов реконструкции и реставрации Большого двора Михайловского (Инженерного) замка. 3D-реконструкция Большого двора уникального здания дает возможность увидеть, как на протяжении двух столетий менялся характер его облика.
Маковские — знаменитая творческая династия. Её основатель — Егор Иванович Маковский (1802-1886), — известный коллекционер и страстный любитель искусства, который стоит у истоков создания Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Крупной фигурой в кругу московских собирателей середины XIX века был русский меценат, коллекционер и общественный деятель Василий Александрович Кокорев. Он, как и Третьяков, Мамонтов, Морозов, сыграл огромную роль в истории русского изобразительного искусства.
Фильм представляет собой несколько новелл на тему "Жизнь природы и человек...". На материалах временных выставок музея рассказывается о том, что природа в произведении искусства является не просто декорацией, а помогает создать художественный образ, вызывающий у зрителя сопереживание.
Фильм рассказывает о выставке «Картина. Стиль. Мода», раскрывающей тему проявления стиля и моды в произведениях изобразительного искусства.
Мультимедийная программа является первым проектом выявления в фондах Русского музея и презентации произведений художников XVIII-XIX веков, связанных с национальной художественной школой Эстонской Республики. Целью программы является включение в культурный обиход произведений художников Эстонии, которые обучались в Петербургской Академии художеств и совмещали свою работу в Петербурге с жизнью на родине.
В интерактивной игре детям предлагаются традиционные для игр-квестов задания и оригинальные мини-игры, разработанные на основе произведений русских живописцев XVIII-XX вв.
Программа создана на основе коллекции музеев, входящих в состав музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» и включает более 200 изображений.
Для выставки, посвященной 150-летию со дня рождения Марии Клавдиевны Тенишевой и 110-й годовщине со дня открытия Русского музея, создан мультимедийный фильм о жизни выдающегося мецената и коллекционера М. К. Тенишевой.
Программа включает электронный каталог живописных и графических материалов из наследия крупнейшего русского реалистического художника Ивана Ивановича Шишкина (около 150 работ), статьи специалистов, летопись жизни и творчества. Есть режим создания своего альбома изображений, а также функция копирования статей в буфер обмена.
В фильме рассказывается об истории Тверского императорского путевого дворца.
Интерактивная программа разработана к одноименной выставке, посвящена истории основной денежной единице России. Электронный каталог включает монеты и казначейские билеты, находившиеся в обращении в период с 1704 по 1991 годы (всего около 30 изображений), краткие исторические справки. Данная программа позволяет увеличить рассмотреть в деталях лицевую и оборотную стороны монеты (аверс и реверс) в интерактивном и автоматическом режиме.
Масштабная экспозиция выставки «Времена года» охватывает основные этапы развития русского пейзажа. Зима, весна, лето, осень в творчестве известных русских живописцев XIX -XX веков — Сильвестра Щедрина, Михаила Лебедева, Александра Иванова, Архипа Куинджи, Василия Поленова, Ивана Шишкина и других.
О том, как была основана Академия художеств, какие принципы обучения были заложены в ее основу, какими были условия обучения и как награждались ученики за свои успехи, рассказывает в этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев на открывшейся выставке «Академия художеств. 1757-2007. К 250-летию со дня основания».
Фильм знакомит зрителей с коллекцией рисунка и акварели второй половины XIX века из собрания Русского музея. Директор музея В.А. Гусев рассказывает о периоде протяженностью в пятьдесят лет, отделяющем эпоху блистательного расцвета графики в первой половине XIX века от времени ее бурного возрождения в начале XX века. Именно в это время происходит всплеск сатирической и журнальной графики, появляются рисовальные вечера, образовывается первое в истории русского искусства графическое объединение, с 1890-х годов открываются выставки графики.
Программа представляет произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея и Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко, объединенные эпохой Екатерины II - парадный портрет, фарфор, монументальную и портретную скульптуру.
Программа представляет более 200 произведений живописи и графики художников братьев Аполлинария и Виктора Васнецовых из собраний 27 музеев страны, а также из частных коллекций.
Фильм рассказывает о счастливых историях возвращения в коллекцию Русского музея нескольких произведений искусства: «Портрета П.В.Басина» работы Ореста Кипренского, «Портрета великой княгини Александры Павловны» художника Федора Богневского, «Зимний пейзаж» Ивана Ендогурова и «Дети, выпустившие птичку» кисти неизвестного художника круга Венецианова.
В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев вновь обращается к долгосрочной программе Русского музея «Россия», которая дает возможность зрителям, передвигаясь из города в город, из музея в музей открывать для себя все новые и новые истории жизни и творчества иногда удивительно знакомых нам художников, а зачастую многое увидеть и узнать впервые.
Зрители побывают на Волге, где И.Репин написал своих знаменитых «Бурлаков на Волге», в Перми в художественной галерее деревянной скульптуры, а также в Саратове, где жил и работал В.Борисов-Мусатов.
Богатая событиями история нашей страны, отраженная в монументах задуманных, поставленных, разрушенных и вновь рожденных - этот огромный культурный пласт двухвековой летописи русской монументальной пластики представлен на выставке «Забытая Россия».
Событие, произошедшее в Санкт-Петербурге в конце сентября 2006 года - перезахоронение в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга праха императрицы Марии Федоровны - супруги императора Александра III и матери последнего российского императора Николая II не могло оставить в стороне никого, в том числе и Русский музей.
Кроме того, это событие совпало по времени с другим - открытием памятного камня на могиле художника А.П.Боголюбова.
В этом фильме директор Русского музеи В.А.Гусев предлагает зрителям пройти по залам выставки Алексея Саврасова - основоположника лирического направления в пейзажном жанре. Временем наивысшего расцвета творчества художника стали 70-е годы XIX века.
Женский портрет - это самая привлекательная и загадочная часть творчества многих художников. Два женских портрета легли в основу фильма: «Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» кисти Карла Брюллова и «Портрет Императрицы Марии Федоровны», написанный Владимиром Маковским.
Каслинское литье ‒ техника изготовления скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства из чугуна, а также название народного промысла, существующего в городе Касли Челябинской области с середины XVIII века. Программа знакомит с произведениями из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств, выполненными в этой уникальной технике, в том числе рассказывается о чугунном павильоне, созданном уральскими мастерами для Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
Этот фильм посвящен 110 годовщине со дня основания Русского музея. Фильм рассказывает о тех событиях, которые произошли в жизни Русского музея накануне юбилея.
Фильм рассказывает об уникальной выставке, открывшейся в Русском музее. На стенах выставочных залов в сопровождении традиционных музейных этикеток в строгом порядке развешаны рамы: но без картин!!! Почти всегда, приходя в музей, зрители, как правило, рассматривают только картины. А раму и не замечают, воспринимая ее как неотъемлемую часть картины.
Третий фильм, посвященный выставкам Русского музея "Дорога" и "Религиозный Петербург", знакомит с произведениями живописи и графики из коллекции Русского музея, а также с потаенным уголком Михайловского дворца ‒ церковью Архангела Михаила. В фильме также рассказывается об утраченных храмах Петербурга, о символическом и метафорическом смысле дороги в произведениях русского искусства.
Фильм предлагает побывать на двух выставках Русского музея: "Дорога" и "Религиозный Петербург", побродить среди живописных полотен по тропинкам познания. Переходя из зала в зал, зрители увидят религиозный Петербург XVIII - XIX веков, царственный город, блиставший золочеными куполами и шпилями многочисленных храмов, соборов и церквей.
Фильм рассказывает о развитии русского церковного искусства на протяжении более чем двух веков - от Петра I до Николая II, о русской иконе и храмовых росписях, и о художниках, посвятивших свою жизнь религиозному искусству.
Федор Толстой - скульптор, живописец, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства середины XIX века. Но ярче всего его талант раскрылся в работах по медальерной части. Говоря о Федоре Толстом, часто произносят «он первый». И на самом деле, оказывается, он в своих творческих работах многое осуществлял впервые.
Программа рассказывает о религиозной жизни дореволюционного Петербурга и об истории Петербургских церквей. Основная часть посвящена храмам Петербурга и разделена по периодам правления от Петра I до Николая II. Фотографии храмов сопровождаются биографиями архитекторов и художников.
Программа представляет экскурсию по залам Михайловского дворца, в котором располагается основная экспозиция Русского музея. Программа включает виды интерьеров, живопись, графику и скульптуру из собрания музея (646 экспонатов), аннотации к ним и сведения об авторах произведений.
Фильмы об удивительной выставке в Русском музее, знакомящей зрителей с картинами, которые либо крайне редко экспонировались, либо вообще никогда не покидали запасников музея из-за своих больших размеров.
У каждого художника или картины есть свои секреты, в этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев приоткроет завесу тайны. Зрители узнают тайну происхождения О.А.Кипренского и его автопортретов, познакомятся с участниками школы Венецианова, а также с героями картины Г.Г.Чернецова «Парад на Царицыном лугу».
Фильм снят по материалам одноименной выставки Русского музея, посвященной французскому влиянию на жизнь Петербурга XVIII-XX веков.
Фильм посвящен жизни и творчеству художника Федора Васильева, одного из мастеров русской пейзажной живописи.
Игровая программа, использующая усложненный вариант настольной игры – пазлы.
Фильм рассказывает о городе, каким он предстает в реальности, а также в многочисленных произведениях изобразительного искусства из фондов Русского музея
Фильм рассказывает об истории создания Ильей Репиным знаменитого полотна «Бурлаки на Волге», популярность которого насчитывает столько же лет, сколько лет и самой картине.
Первый фильм из цикла передач, посвященных трехсотлетию Санкт-Петербурга. В этом фильме представлен один необычный день из жизни Русского музея. Зрителя ждет увлекательный рассказ директора Русского музея В.А.Гусева про историю появления Летнего сада в составе комплекса Русского музея, а также про экспонаты выставки «Санкт-Петербург. Портрет города и горожан».
Фильм снят по материалам и на основе выставки Русского музея «Я Петербург люблю...», которая прошла в 2003 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве и была приурочена к 300-летию Санкт-Петербурга. В самой идее выставки нашли отражения ключевые антагонизмы русской культуры: "Москва-Петербург", "Россия-Запад".
Со второй половины XVIII века отношения между Санкт-Петербургом и Италией не были исключительно официальными и не состояли только из дипломатических миссий, делегаций и обменов подарками между царствующими особами. Тесное переплетение нитей родственных связей между Россией и Италией позволяет установить интересные факты, связанные с художниками и людьми, изображенными на картинах, заказчиками и посредниками, а также с судьбой самих произведений.
В фильме идет речь о произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства из коллекции Русского музея и музеев Рима, Неаполя, Флоренции, Милана, а также из частных собраний Италии, представленных на одноименной выставке Русского музея.
Шестидесятые годы XIX века явились периодом блистательного расцвета русского реалистического искусства. Русская живопись ярко и разносторонне отразила современную ей жизнь: и острые социальные противоречия, и нищету, и горе трудящегося человека, и неугасимую веру в лучшее будущее, и даже зарождение терроризма в России, о чем пытался сказать Ф.М.Достоевский в своем романе "Бесы". Все эти явления получали воплощение в полотнах русских художников Ф.Васильева, Н.Ге, И.Крамского, Г.Мясоедова, В Пукирева, В.Перова.
Над «Медным Змием», своим самым большим полотном, которое стало программной работой - отчетом академического пенсионера о пребывании в Италии, Федор Бруни трудился в течение четырех лет. В картине воплощена драматическая ситуация в жизни еврейского народа, описанная в Библии. Мрак и безысходность царят в этом полотне, отражая, видимо, настроение части общества николаевской России 1840-х годов. «Медный змий», пожалуй, самая большая по величине среди станковых картин первой половины XIX века, полотно имеет размеры 11 на 9 метров. В 2000 году начались реставрационные работы по восстановлению картины, сейчас "Медный змий" занимает свое историческое место в постоянной экспозиции музея.
Программа включает более 400 полноэкранных репродукций произведений живописи и графики из собрания Государственного Русского музея, которые представляют собой собирательный образ Санкт-Петербурга в различные исторические эпохи
Этот фильм – продолжение знакомства с коллекцией Государственного Русского музея, размещенной на основной экспозиции в Михайловском дворце. Особое внимание в фильме уделено убранству дворцовых залов, скульптуре, изделиям народного искусства, выставленным в залах музея, а также другим предметам искусства из запасников, которые экспонируются на многочисленных выставках, организованных Русским музеем.
Фильм–прогулка по Русскому музею, во время которой зритель знакомится с первыми русскими портретами – «парсунами» петровского времени, шедеврами XVIII века, а также романтическим портретом XIX века.
В фильме рассказывается о жанровом разнообразии скульптурных изображений и способах достижения особой выразительности скульптурных композиций.
Фильм рассказывает об истории зарождения портретного жанра, знакомит с существующими видами портретных изображений, о способах передачи неповторимых, индивидуальных черт внешности и характера.
Фильм знакомит с ярким, богатым миром русского народного творчества, произведениями неизвестных народных мастеров: архитектурой русской деревни, убранством крестьянской избы, предметами быта, костюмом, игрушкой, деревянной скульптурой.
Фильм рассказывает об одном из залов Мраморного дворца, переданного Русскому музею в 1992 году - о Белом (Готическом) зале. Представлена история его создания и биографии владельцев, показаны результаты современной реставрации и сегодняшний облик зала.
Фильм рассказывает о работе художника Ильи Ефимовича Репина над масштабной картиной «Заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения».
Фильм В.А.Гусева посвящен 1860-м годам ‒ одному из интереснейших, неоднозначных и чрезвычайно важных периодов в истории России и русского искусства. Сущность этого времени определяется пафосом обличения и прямой критики художниками окружающей действительности. Необыкновенная отзывчивость к наболевшим вопросам социального бытия, нетерпимость ко злу, искренность выражения своих идей, созвучных настроениям художественной интеллигенции России того времени, делают искусство «шестидесятников» явлением чрезвычайно значительным.
Программа включает летопись художественной жизни 1860-х годов, каталог более 300 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства с аннотациями и биографическими справками о художниках. Программа содержит хронологический индекс произведений искусства, индекс вида искусства, а также алфавитный указатель.
“Очень часто Иван Иванович Шишкин приходил в лес, чтобы нарисовать или маленькую травинку, или мухомор, или какие-нибудь пейзажи - и летом, и зимой, и осенью... Но чаще всего он любил бывать в лесу летом. И вот однажды пошел художник в дремучий лес, шел-шел, да и заблудился. И вышел на полянку. А на полянке увидел трех медвежат, которые играли друг с другом. И так засмотрелся на них, что не заметил, как сзади подошла медведица...” |
“Художник Василий Суриков живет в большом старинном доме с резными крылечками и окошками. И, как это часто бывает, на чердаке этого дома хранятся старинные предметы. А уж Василий охоч эти предметы рассматривать да разбирать! И вот однажды произошло с ним удивительное событие. На чердаке своего дома он нашел старинный шлем...” |
“Жил на свете один художник, и он любил рисовать природу заморских стран. И часто, когда он возвращался из своих путешествий, люди приходили к нему и любовались его прекрасными произведениями. Но многие его спрашивали, почему он не хочет написать природу своей страны. И однажды весной он решил пойти на этюды. И как только вышел из дома, увидел он грача...” |
“Есть такой город, Великий Новгород. Он находился на перекрестке четырех дорог, поэтому там всегда было много гостей. Вот Садко был одним из гостей. Он был богатым гостем, привез с собой много товару. И он влюбился в одну девушку там, в Новгороде. Звали эту девушку Чернавушка. Пришел он к родителям этой девушки и стал звать ее замуж. И них получилась свадьба, но произошло несчастье...”
“Жил такой художник – Исаак Левитан. И был он очень грустный, потому что жил он очень тяжело. Его родители были бедными людьми. И даже в том доме, где он вырос, у него не было собственного уголка. И когда он поступил в художественное училище, он часто оставался там ночевать, забивался под лавку, чтобы его не смог найти злой сторож...”
На берегу Азовского моря жил маленький мальчик. И звали его Архип. И, как и все дети, он любил ловить рыбу, загорать на солнце, бегать по песку. А вечером, однажды, он поймал светлячка. И этого светлячка он хотел поближе рассмотреть. Но как только он взял его в руки, свет светлячка погас. А светлячок заговорил с ним человеческим голосом и сказал: "Мальчик, отпусти меня, а вечером приходи к морю, я покажу тебе свою тайну..."
Много веков назад, во времена князя Владимира, жил сказитель Баян. И однажды этого сказителя увидел маленький мальчик. Звали этого мальчика Виктор Васнецов. Вот что расказал Баян Виктору Васнецову: "В далеком-далеком селе Карачарове, недалеко от города от Мурома, жил крестьянский сын, звали его Илья. Было ему тридцать лет и три года. Но он не вставал с печи, потому что ноженьки его ослабели, рученьки его онемели..."
“В одном маленьком городе жил мальчик. Он очень любил рисовать. И однажды он нарисовал прекрасную картину на стене своего собственного дома. Он думал, что родители будут страшно рады. Но когда они вернулись и увидели, что вся белая стена изрисована черным углем, они страшно расстроились... Прошло много лет, и мальчик стал известным художником. А звали его Иван Константинович Айвазовский.”
Фильм посвящен русскому художнику жанровой, исторической и портретной живописи Ивану Крамскому.
Фильм «Земная жизнь Христа» откроет даже для непосвященных тысячелетнюю историю русского Христианства. В библейских сюжетах – вечные ценности, нравственные искания, которые во все времена будоражат душу человека.
В чем притягательная сила живописного портрета, что такое портретное сходство и каким бывает портрет, - об этом и многом другом вы узнаете из этого фильма.
В 1999 году Русский музей получил поистине бесценный дар - огромную коллекцию произведений русского искусства, собранную братьями Яковом и Иосифом Ржевскими. Она представлена в Мраморном дворце полностью и постоянно, и каждая вещь в ней достойна отдельного увлекательного рассказа. Об истории замечательной петербургской семьи, о судьбе коллекционеров и их коллекции рассказывает этот фильм.
Проходя по залам музея, Вы совершите уникальное путешествие по времени, по многовековой истории России
Представленные фильмы помогут узнать и увидеть то, что обычно скрыто от глаз посетителей, заглянуть в реставрационные мастерские Русского музея, посмотреть, как реставрируются гигантские живописные полотна "Последний день Помпеи" К.Брюллова, "Медный змий" Ф.Бруни, "Христос и грешница" Г.Семирадского.
Вы познакомитесь поближе с уникальной музейной профессией, которая требует от человека редкого сочетания таких качеств, как усидчивость, кропотливость - и смекалка, выдумка, умение решать неординарные задачи; навыков инженера, знания химии, физики - и интуиции художника, способности к творчеству.
Фильм о живописце Иване Айвазовском.
Фильм посвящен творчеству выдающегося русского художника Ивана Константиновича Айвазовского, непревзойденного мариниста, талантом и скоростью работы которого восхищались современники. До Айвазовского в России так море не писал никто.
Документальный видеофильм рассказывает об истории строительства дворца и создании коллекции русского изобразительного искусства Государственного Русского музея. Показаны лучшие полотна экспозиции.
Программа представляет более 250 произведений искусства, раскрывающих одну из самых постоянных страстей человека - страсть к игре в самых разных её проявлениях.
Программа посвящена столетней истории Русского музея, начиная с его открытия в 1898 году. Включает статьи о художниках и произведениях, зданиях и музейных событиях, исторические справки и фотографии.
Цикл телевизионных фильмов о наиболее значительных произведениях из коллекции Русского музея, который был записан в 1996—2003 годах для канала ОРТ. Ведущий ‒ актер Виктор Татарский ‒ знакомит с произведениями искусства, с историей их создания и с эпохой, в которую они были написаны.
Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре
Онлайн-экскурсия «Русский музей – первый в России государственный музей национального искусства»
М. В. Руденская
22 марта 2023Онлайн-лекция к выставке «Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения»
Е.В. Станкевич
25 февраля 2021Онлайн-лекция «Прикладное искусство на выставке «Александр III. Император и коллекционер»»
Ю. Б. Демиденко
24 сентября 2020Эстетические отношения искусства Репина к действительности России ХХ столетия
А. Г. Бойко
31 октября 2019Лекция "Страницы истории скульптурного класса Императорской Академии художеств 1757–1917".
Часть 2
О. А. Кривдина
23 октября 2018Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Встреча с куратором
П. Ю. Климов
22 марта 2018Лекция «Морские сражения на полотнах И.К. Айвазовского»
А.В. Прозорова, О.К. Цехановская
21 февраля 2017Лекция «И.К. Айвазовский – художник Главного Военно-морского штаба»
А.В. Прозорова, О.К. Цехановская
07 февраля 2017Лекция «Украшения как часть народного костюма»
М. А. Сорокина, Н. О. Крестовская, Н. И. Ковалева
06 октября 2015Лекция «Платки и шали в русском народном костюме»
М. А. Сорокина, Н. О. Крестовская, Н. И. Ковалева
20 марта 2015