Портрет
Медиатека
На мастер-классе Вы познакомитесь с графическим приемом “фактура” и украсите платье прекрасной дамы красивыми узорами.
В этом путешествии мы познакомимся с братом и сестрой Фермор, изображенными на картинах Ивана Вишнякова, и узнаем о военной форме, париках и китовом усе.
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в филиале Русского музея в г. Малага (Испания) с 10 февраля 2018 по 3 февраля 2019 года.
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в Михайловском замке с 13 февраля по 12 июня 2019 года
Виртуальный тур создан на основе временной выставки, проходившей в Русском музее с 15 февраля по 28 мая 2018 года.
Виртуальный тур создан на основе временной выставки, проходившей в Русском музее со 2 декабря 2016 по 13 марта 2017 года в рамках проекта "Театр российской истории. Дом Романовых – факты, легенды и мифы. Сага о династии". Программа позволяет совершить виртуальное путешествие по залам выставки в сопровождении аудиогидов, детально рассмотреть и получить дополнительную информацию о каждом из экспонатов, а также посмотреть фильмы "Гроот ‒ гофмалер Елизаветы Петровны" и "Искусство елизаветинского времени".
Фильм в двух частях посвящен главному придворному художнику eлизаветинской эпохи Г.Х.Грооту и искусству елизаветинского времени.
Виртуальный тур создан на основе временной выставки «Пётр I. Время и окружение», проходившей в Русском музее с 17 декабря 2015 по 3 апреля 2016 года.
Программа посвящена событию, запечатленному на полотне художником М.-Ф. Квадалем, - коронации Павла I и Марии Федоровне в 1797 году. Торжественная церемония проходила в стенах Успенского собора Московского Кремля.
Фильм повествует об одном из открытий реставраторов, которое можно назвать поистине сенсационным. В Русском музее с первых лет его существования хранится «Портрет молодого человека в зеленом кафтане». Предположение, что автором его мог быть выдающийся мастер начала XVIII века, «гоф-малер» Петра Великого, Иван Никитин, теперь получило несомненное документальное подтверждение.
Виртуальный тур создан на основе временной выставки Русского музея «Великий князь Павел Петрович» (24 декабря 2014 - 10 мая 2015 года).
Мультимедийная программа объединяет около 500 произведений русских художников, работавших в Италии и итальянских мастеров, оставивших свой след в русском искусстве, в том числе внесших значительный вклад в архитектурный облик дворцов Русского музея.
Творчеству Степана Эрьзи в контексте путей развития русской художественной культуры начала XX века, внутренним структурным диалогам с крупнейшими мастерами, такими как А.С.Голубкина и А.Т.Матвеев, С.Т.Коненков и Б.Д.Королев, В.И.Мухина и В.В.Исаева, посвящена видеопрезентация.
Программа объединила около 1000 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного и монументального искусства, а также карикатуры из коллекции Русского музея и собраний 60 художественных музеев России.
Фильм, созданный по сценарию директора Русского музея В.А.Гусева, на основе высокоточной съемки картины Г.Г. Чернецова «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» существенно расширяет представление о николаевской эпохе, знакомит с персонажами уникального группового портрета.
Фильм содержит подробный рассказ о поступившем в Русский музей в 1897 году из Романовской галереи Зимнего дворца портрете Павла I в облачении гроссмейстера Мальтийского ордена.
Данная интерактивная программа посвящена одному из самых известных произведений И. Е. Репина, над которым художник проработал в целом более двадцати пяти лет.
Мультимедийный фильм посвящен самой известной картине Григория Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1837) с использованием 3D-моделирования.
Интерактивная программа посвящена самой известной картине Григория Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1837).
Данный фильм по картинам, представленным на выставке «Избранники Клио. Герои и злодеи русской истории». Директор Русского музея В.А. Гусев рассказывает зрителям о тех произведениях, сюжетах и людях, которые связаны с главными событиями в истории становления российской государственности.
Данная программа подготовлена к одноименной выставке, на которой были представлены около 200 произведений из собрания Русского музея: живописи, графики и декоративно- прикладного искусства 1910-1970-х годов, связанных с индустриальной темой. Значительная часть работ экспонировалось впервые.
Фильм посвящен четырем выставкам, прошедшим в Русском музее в 2010 году. На выставке «Небо» демонстрировались работы (от иконы до современного искусства), так или иначе связанные с «небесной» тематикой; «Гимн труду» - полотна представителей соцреализма и авангарда. В рамках выставки «Смолянки» Д Дмитрия Левицкого зрители впервые после масштабной реставрации увидели портреты учениц Смольного института, а выставка «Из русской жизни XVIII - начала XX века» познакомила с развитием бытового жанра в произведениях графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея.
Дмитрий Григорьевич Левицкий — один из лучших портретистов в русской истории живописи. В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев рассказывает о творчестве мастера и об истории его работы над серией портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц.
Мультимедийная программа выпущена к выставке, посвященной 275-летней годовщине со дня рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого в Русском музее. Программа рассказывает о реставрации знаменитых «Смолянок» – семи портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном институте.
Маковские — знаменитая творческая династия. Её основатель — Егор Иванович Маковский (1802-1886), — известный коллекционер и страстный любитель искусства, который стоит у истоков создания Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
В этом фильме речь пойдет о портрете Никиты Акинфиевича Демидова кисти французского художника Луи Токе, приехавшего из Парижа в Петербург специально для работы над портретом императрицы Елизаветы Петровны. За свое достаточно продолжительное пребывание в России мастер написал несколько известных портретов русской аристократии.
Фильм представляет собой несколько новелл на тему "Жизнь природы и человек...". На материалах временных выставок музея рассказывается о том, что природа в произведении искусства является не просто декорацией, а помогает создать художественный образ, вызывающий у зрителя сопереживание.
Фильм рассказывает о выставке «Картина. Стиль. Мода», раскрывающей тему проявления стиля и моды в произведениях изобразительного искусства.
В фильме рассказывается о творчестве В.Л.Боровиковский, о его новаторстве в портретном искусстве, о создании камерных портретов современников.
Мультимедийная программа является первым проектом выявления в фондах Русского музея и презентации произведений художников XVIII-XIX веков, связанных с национальной художественной школой Эстонской Республики. Целью программы является включение в культурный обиход произведений художников Эстонии, которые обучались в Петербургской Академии художеств и совмещали свою работу в Петербурге с жизнью на родине.
О том, как была основана Академия художеств, какие принципы обучения были заложены в ее основу, какими были условия обучения и как награждались ученики за свои успехи, рассказывает в этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев на открывшейся выставке «Академия художеств. 1757-2007. К 250-летию со дня основания».
Фильм знакомит зрителей с коллекцией рисунка и акварели второй половины XIX века из собрания Русского музея. Директор музея В.А. Гусев рассказывает о периоде протяженностью в пятьдесят лет, отделяющем эпоху блистательного расцвета графики в первой половине XIX века от времени ее бурного возрождения в начале XX века. Именно в это время происходит всплеск сатирической и журнальной графики, появляются рисовальные вечера, образовывается первое в истории русского искусства графическое объединение, с 1890-х годов открываются выставки графики.
В этом фильме пойдет речь о Федоте Шубине — человеке, который проделал путь от черносотенного крестьянина из Архангельской губернии до знаменитого скульптора, обучавшегося во Франции. Федот Шубин сумел создать целую галерею мраморных портретов своих современников, несмотря на то, что долгое время скульптура в России не удостаивалась должного уважения и внимания
Программа представляет произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея и Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко, объединенные эпохой Екатерины II - парадный портрет, фарфор, монументальную и портретную скульптуру.
Фильм рассказывает о счастливых историях возвращения в коллекцию Русского музея нескольких произведений искусства: «Портрета П.В.Басина» работы Ореста Кипренского, «Портрета великой княгини Александры Павловны» художника Федора Богневского, «Зимний пейзаж» Ивана Ендогурова и «Дети, выпустившие птичку» кисти неизвестного художника круга Венецианова.
В фильме рассказывается о коллекции искусства Русского музея XX века, которая позволила «реконструировать» в рамках выставки «Время перемен» атмосферу художественной жизни СССР эпохи 1960 -80-х годов XX века – эпоху великого противостояния двух миров в советском искусстве.
Женский портрет - это самая привлекательная и загадочная часть творчества многих художников. Два женских портрета легли в основу фильма: «Портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» кисти Карла Брюллова и «Портрет Императрицы Марии Федоровны», написанный Владимиром Маковским.
Программа посвящена изобразительному искусству и художественной жизни в Советском Союзе между так называемой "оттепелью" и началом перестройки. Издание объединяет два противостоящих друг другу пласта в художественной культуре 1960-1985 годов. Программа включает около 600 изображений экспонатов, документальные фотографии, аннотации о представленных произведениях.
Каслинское литье ‒ техника изготовления скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства из чугуна, а также название народного промысла, существующего в городе Касли Челябинской области с середины XVIII века. Программа знакомит с произведениями из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств, выполненными в этой уникальной технике, в том числе рассказывается о чугунном павильоне, созданном уральскими мастерами для Всемирной выставки в Париже в 1900 году.
В фильме директор Русского музея рассказывает об открытом фонде скульптуры конца XIX - начала XX веков, о спектакле "Петербург Андрея Белого" в постановке А.Могучего во дворе Михайловского замка, о реставрации Строгановского дворца, открытии виртуального филиала в Московском государственном университете и выставке Русского музея "Крестьянский мир в русском искусстве" в Государственном историческом музее.
Федор Толстой - скульптор, живописец, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства середины XIX века. Но ярче всего его талант раскрылся в работах по медальерной части. Говоря о Федоре Толстом, часто произносят «он первый». И на самом деле, оказывается, он в своих творческих работах многое осуществлял впервые.
Программа демонстрирует новые возможности экспонирования скульптуры в специальном открытом хранилище.
В фильме рассказывается: о женских портретах (С.М.Боткиной, З.Н.Юсуповой, О.К.орловой, Иды Рубинштейн), отражающих изменения в мировоззрении Серова, в его понимании живописи и др.
В программе представлено более 200 работ художника из фондов Государственного Русского музея (живопись, графика, гравюра). Публикуются аннотации о каждом произведении, статьи о творчестве, биографические справки и документальные фотографии.
Программа представляет экскурсию по залам Михайловского дворца, в котором располагается основная экспозиция Русского музея. Программа включает виды интерьеров, живопись, графику и скульптуру из собрания музея (646 экспонатов), аннотации к ним и сведения об авторах произведений.
Имя великого русского художника Константина Андреевича Сомова неразрывно связано с художественным объединением «Мир искусства». Современники говорили о Сомове, что он, в своих произведениях, воплощает тени давно минувшего. Художник был певцом изящного восемнадцатого века, открывая зрителю таинственную прелесть мира пестрого маскарада, пудренных париков и пышных фейерверков.
Программа представляет картину И.Е.Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» из собрания Русского музея. Программа включает биографические справки о всех лицах - членах Государственного совета, изображенных на полотне.
У каждого художника или картины есть свои секреты, в этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев приоткроет завесу тайны. Зрители узнают тайну происхождения О.А.Кипренского и его автопортретов, познакомятся с участниками школы Венецианова, а также с героями картины Г.Г.Чернецова «Парад на Царицыном лугу».
Фильм снят по материалам одноименной выставки Русского музея, посвященной французскому влиянию на жизнь Петербурга XVIII-XX веков.
Фильм, снятый по материалам выставки в Русском музее, посвящен жизни и творчеству художника Бориса Кустодиева. Более 350 представленных на выставке произведений, собранных из музеев со всех уголков России, позволяют наиболее полно и многогранно представить огромное творческое наследие Бориса Кустодиева. Фильм о замечательном портретисте и ярком представителе русского искусства рубежа XIX - XX веков является для многих настоящим открытием этого замечательного мастера.
Фильм посвящен жизни и творчеству художника Бориса Кустодиева. Снятый по материалам выставки в Русском музее, фильм дает возможность опровергнуть сложившееся представление о Борисе Кустодиеве, как о художнике, писавшем исключительно пышных, розовощеких купчих, пеструю ярмарку и русское село с его гармошками, пряниками и самоварами.
Фильм посвящен художникам, входившим в творческие объединения 1910-1916 годов "Бубновый валет", "Ослиный хвост" и "Мишень". Молодые авангардисты, участвовавшие в выставках этих объединений, противопоставляли свое творчество творчеству художников-символистов.
В программе представлено более 400 работ Б.М. Кустодиева из музеев, библиотек и частных собраний России. Можно ознакомиться с биографией художника, посмотреть его работы; имеются хронологический и алфавитный указатели.
Потери, перенесенные нашей страной и нашим народом, в годы Великой Отечественной войны, поистине неисчислимы. Но собрание Русского музея практически не пострадало - не погиб и даже не подвергся порче ни один экспонат. Это стало возможным только благодаря героическому труду музейных сотрудников, которые спасали, эвакуировали и всеми силами сохраняли художественные ценности. Коллекция музея продолжала пополняться и в годы войны. Принимал Русский музей на хранение наиболее ценные произведения художников, оставшихся жить и работать в блокадном Ленинграде.
В фильме идет речь о произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства из коллекции Русского музея и музеев Рима, Неаполя, Флоренции, Милана, а также из частных собраний Италии, представленных на одноименной выставке Русского музея.
Шестидесятые годы XIX века явились периодом блистательного расцвета русского реалистического искусства. Русская живопись ярко и разносторонне отразила современную ей жизнь: и острые социальные противоречия, и нищету, и горе трудящегося человека, и неугасимую веру в лучшее будущее, и даже зарождение терроризма в России, о чем пытался сказать Ф.М.Достоевский в своем романе "Бесы". Все эти явления получали воплощение в полотнах русских художников Ф.Васильева, Н.Ге, И.Крамского, Г.Мясоедова, В Пукирева, В.Перова.
Орест Адамович Кипренский (1782-1836). Художник, создавший галерею портретов замечательных людей русского общества эпохи романтизма. Начало XIX столетия по праву называют "золотым веком" русской живописи.
Программа включает более 400 полноэкранных репродукций произведений живописи и графики из собрания Государственного Русского музея, которые представляют собой собирательный образ Санкт-Петербурга в различные исторические эпохи
Продолжение рассказа о способах воплощения художественного изображения в объеме. Фильм рассказывает о том, из каких материалов художники изготавливают скульптурные изображения (гипс, дерево, бронза, мрамор, глина)...
Продолжение рассказа об истории портрета, начатого в фильме 1. Зрителя знакомят с историей русского портрета с середины XIX века, его особенностями, с эпохой передвижников, портретом конца XIX века, начала XX века, портретами первых десятилетий советской власти, а также портретами тоталитарной эпохи 60-х годов.
Фильм–прогулка по Русскому музею, во время которой зритель знакомится с первыми русскими портретами – «парсунами» петровского времени, шедеврами XVIII века, а также романтическим портретом XIX века.
В фильме рассказывается о жанровом разнообразии скульптурных изображений и способах достижения особой выразительности скульптурных композиций.
Фильм рассказывает об истории зарождения портретного жанра, знакомит с существующими видами портретных изображений, о способах передачи неповторимых, индивидуальных черт внешности и характера.
Этот фильм посвящен живописному роману, созданному Орестом Кипренским - роману в портретах.
Орест Адамович Кипренский (1782-1836) - художник, создавший галерею портретов замечательных людей русского общества эпохи романтизма. Одна из первых работ Ореста Кипренского - портрет Адама Швальбе (1804 г.). Написанный на деревянной доске портрет казался произведением европейского мастера XVII в.
Фильм рассказывает о работе художника Ильи Ефимовича Репина над масштабной картиной «Заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения».
Фильм В.А.Гусева посвящен 1860-м годам ‒ одному из интереснейших, неоднозначных и чрезвычайно важных периодов в истории России и русского искусства. Сущность этого времени определяется пафосом обличения и прямой критики художниками окружающей действительности. Необыкновенная отзывчивость к наболевшим вопросам социального бытия, нетерпимость ко злу, искренность выражения своих идей, созвучных настроениям художественной интеллигенции России того времени, делают искусство «шестидесятников» явлением чрезвычайно значительным.
В программе вниманию зрителя представлено более 400 произведений из собрания Русского музея, исполненных в различных стилях, художественных манерах, принадлежащих к разным направлениям, но дающих наиболее полное представления о развитии жанра портрета в России в XX веке.
Программа включает летопись художественной жизни 1860-х годов, каталог более 300 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства с аннотациями и биографическими справками о художниках. Программа содержит хронологический индекс произведений искусства, индекс вида искусства, а также алфавитный указатель.
Что самое главное в портрете? Конечно, лицо и глаза. Поэтому, чтобы нарисовать портрет, надо сначала научиться рисовать лицо. |
Русский музей обладает самой большой в России и не имеющей себе равных по художественной ценности коллекцией русской скульптуры. Если может целая эпоха отразиться в одной судьбе, то это судьба Федота Шубина - одного из величайших русских скульпторов XVIII века.
Павел Андреевич Федотов (1815-1852) - основоположник совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картины. Он известен своими маленькими полотнами на сюжеты из жизни "бедных людей": горожан, чиновников, служащих, военных, купцов и мещан, создал настоящую энциклопедию русской городской жизни своего времени.
Рассказ о главном произведении Григория Чернецова - огромное полотно «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1832-1837).
Фильм посвящен русскому художнику жанровой, исторической и портретной живописи Ивану Крамскому.
В чем притягательная сила живописного портрета, что такое портретное сходство и каким бывает портрет, - об этом и многом другом вы узнаете из этого фильма.
Федор Рокотов (1730-е - 1808) В его портретах сложный мир человеческой души оживает в тончайших оттенках настроений и чувств. Загадочная полуулыбка рокотовских персонажей стала легендой. Не менее известны портреты кисти Дмитрия Левицкого (1735 - 1822) - самого яркого русского портретиста эпохи просветительского классицизма. Особенно популярна серия из семи портретов воспитанниц Смольного пансиона благородных девиц. Живое, земное совершенство отличает сентиментальных и мечтательных героинь Владимира Боровиковского (1757 - 1818).
Фильм отражает различные явления в развитии портретного жанра на протяжении XVIII века - изменения, которые происходили в стиле художников, в облике моделей.
В фильме рассказывается о парадных портретах российских императриц, правивших в XVIII веке. Расцвет этого жанра инициировался Указом Петра I с повелением всем знатным людям иметь государевы портреты.
Алексей Венецианов параллельно со службой в одном из департаментов занимался живописью. Посещал классы Академии художеств как вольноприходящий, получив в 1811 году звание академика живописи. Он пишет картины, непосредственно наблюдая природу и быт крестьян. Одна из первых его картин - "Гумно".
В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев рассказывает зрителям о трех событиях, неразрывно связанных с личностью императора Александра III, Русским музеем и историей России.
Речь пойдет о спасении от разрушения и забвения памятника Александру III, выполненного П.П.Трубецким, о восстановлении памятной доски, посвященной Александру III, в парадном вестибюле Михайловского дворца, а также о возвращении в Русский музей скульптуры Александра III работы М.М. Антокольского.
В программе представлено 140 произведений Казимира Малевича из собрания Русского музея. Программа дает возможность ознакомиться с жизнью и творчеством художника, посмотреть полноэкранные изображения его работ, сопровождаемые аннотациями, а также увидеть уникальные кадры кинохроники 1923 года, запечатлевшей Казимира Малевича.
Фильм посвящен одному из самых важных и влиятельных художественных объединений конца XIX ‒ первой четверти XX века. Двумя главными идеологами объединения были А. Бенуа и С. Дягилев. Зрителей фильма ждет увлекательный рассказ о знаменитых участниках "Мира искусства", среди которых числились такие художники как Л. Бакст, Е. Лансере, К. Сомов, М. Добужинский и многие другие.
Программа подготовлена к выставке, посвященной одному из самых значительных явлений в художественной жизни России рубежа XIX–XX веков — объединению «Мир искусства».
Программа посвящена столетней истории Русского музея, начиная с его открытия в 1898 году. Включает статьи о художниках и произведениях, зданиях и музейных событиях, исторические справки и фотографии.
Цикл телевизионных фильмов о наиболее значительных произведениях из коллекции Русского музея, который был записан в 1996—2003 годах для канала ОРТ. Ведущий ‒ актер Виктор Татарский ‒ знакомит с произведениями искусства, с историей их создания и с эпохой, в которую они были написаны.
Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре
Встреча с куратором выставки «Живописных дел мастер…» К 325-летию со дня рождения Ивана Яковлевича Вишнякова
С. В. Моисеева
16 мая 2024Эстетические отношения искусства Репина к действительности России ХХ столетия
А. Г. Бойко
31 октября 2019"Творчество А.Н. Самохвалова 1920-х – 1930-х годов: в поисках стиля эпохи"
С. С. Ершова
12 декабря 2014Лекция «Явление примитива в русском искусстве XVIII - первой половины XIX вв.»
А.В. Прозорова
19 марта 2013