Коллекция Государственного Русского музея

Расширенный поиск по коллекциям

Раздел коллекции

Период

Жанры и сюжеты

 

Живопись второй половины XIX - XX веков

Все произведения
Период:

Всего: 1865
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Вид Колизея в Италии
Вид Колизея в Италии
Первая половина XIX века
Семейная сцена
Семейная сцена
XIX век
Благоверный князь Александр Невский
Благоверный князь Александр Невский
1819
Сцена из домашней жизни бурятов
Сцена из домашней жизни бурятов
Между 1829 и 1833
Вид Большого канала в Венеции
Вид Большого канала в Венеции
1850
Вид Фонтанки в Петербурге
Вид Фонтанки в Петербурге
Середина XIX века
Внутренний вид библиотеки
Внутренний вид библиотеки
Середина XIX века
Женщина перед иконой
Женщина перед иконой
1850-е
Мертвое море
Мертвое море
1850
Отъезд (Прощание уезжающего офицера с его семейством)
Отъезд (Прощание уезжающего офицера с его семейством)
1850
Портрет А. П. Попова-Московского
Портрет А. П. Попова-Московского
Конец 1850-х
Портрет Анны Михайловны Виельгорской
Портрет Анны Михайловны Виельгорской
1850-е
Портрет вице-канцлера графа Карла Васильевича Нессельроде (1780-1862)
Портрет вице-канцлера графа Карла Васильевича Нессельроде (1780-1862)
XIX век
Портрет графа Ф. П. Толстого
Портрет графа Ф. П. Толстого
1850
Портрет князя Б. Н. Юсупова
Портрет князя Б. Н. Юсупова
1850
Сцена из Смутного времени (Спасение Марины Мнишек во время восстания против поляков 17 мая 1606 года в Москве)
Сцена из Смутного времени (Спасение Марины Мнишек во время восстания против поляков 17 мая 1606 года в Москве)
1850-е
Вид уездного города Костромской губернии Юрьевца-Повольского
Вид уездного города Костромской губернии Юрьевца-Повольского
1851
За чайным столом
За чайным столом
1851
Застигнутые бурей
Застигнутые бурей
Вторая половина XIX века
Морской берег
Морской берег
1851
Перенесение иконы Владимирской Божьей матери в 1395 году
Перенесение иконы Владимирской Божьей матери в 1395 году
1851
Петербург при заходе солнца
Петербург при заходе солнца
Начало 1850-х
Семейная картина (На балконе)
Семейная картина (На балконе)
Не позднее 27 сентября 1851
Цыганская девочка
Цыганская девочка
1851
Двадцатишестипушечный корабль в виду берега
Двадцатишестипушечный корабль в виду берега
1852
Лунная ночь на берегу моря
Лунная ночь на берегу моря
1852
Портрет Карла Павловича Брюллова
Портрет Карла Павловича Брюллова
1852
Степь днем
Степь днем
1852
Вид на острове Валааме
Вид на острове Валааме
1853
Портрет епископа Макария
Портрет епископа Макария
1853
Вид на Пьяцца дель Пополо с холма Пинчио в Риме
Вид на Пьяцца дель Пополо с холма Пинчио в Риме
1854
Женевское озеро
Женевское озеро
1854
Парадный выход в Гербовом зале Зимнего дворца
Парадный выход в Гербовом зале Зимнего дворца
1854
Семейный портрет
Семейный портрет
1854
Спасские ворота в Москве
Спасские ворота в Москве
1854
Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих
Внутренний вид женского отделения Петербургской рисовальной школы для вольноприходящих
1855
Дети, катающие пасхальные яйца
Дети, катающие пасхальные яйца
1855
Портрет семьи Таровых
Портрет семьи Таровых
Не позднее 1855
Смерть Ивана Сусанина
Смерть Ивана Сусанина
1855
 Портрет Александра II
Портрет Александра II
1856
Вид в окрестностях Петербурга
Вид в окрестностях Петербурга
1856
Демьянова уха
Демьянова уха
1856
Закат солнца у крымских берегов
Закат солнца у крымских берегов
1856
Саул у Аэндорской волшебницы
Саул у Аэндорской волшебницы
1856
Утро на морском берегу. Судак
Утро на морском берегу. Судак
1856
Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года
Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого московского пожара 24 июня 1547 года
1856
Портрет натурщицы
Портрет натурщицы
1857
Семейство бедного художника и покупатель картин
Семейство бедного художника и покупатель картин
1857
Синопское сражение 18 ноября 1853 года
Синопское сражение 18 ноября 1853 года
Между 1857 и 1859
Ассамблея при Петре I
Ассамблея при Петре I
1858
Ипор. Лодки после дождя
Ипор. Лодки после дождя
1858
Ипор. Подъем лодки на берег
Ипор. Подъем лодки на берег
1858
Камни в лесу. Валаам
Камни в лесу. Валаам
1858 (59?, 60?)
Нормандский рыбак
Нормандский рыбак
1858
Нормандский рыбак. Ипор
Нормандский рыбак. Ипор
1858
Остров Валаам
Остров Валаам
Между 1858 и 1861
Перед грозой
Перед грозой
1858
Похороны молодой девушки в Италии
Похороны молодой девушки в Италии
1858
Радостное письмо
Радостное письмо
1858
Шедевры
Период:

Всего: 208
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Евангелисты. Тетраптих
Евангелисты. Тетраптих
1911
Мост (Пейзаж с четырех точек зрения)
Мост (Пейзаж с четырех точек зрения)
1911
Портрет М. Ф. Ларионова и его взводного
Портрет М. Ф. Ларионова и его взводного
1911
Портрет княгини Ольги Орловой
Портрет княгини Ольги Орловой
1911
Прачки
Семейный портрет
Семейный портрет
1911
Венера
Венера
1912
Корабли. Вечернее солнце
Корабли. Вечернее солнце
1912
Небесный бой
Небесный бой
1912
Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова
Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова
1912
Портрет императрицы Марии Федоровны
Портрет императрицы Марии Федоровны
1912
Хлебы
Хлебы
1912
Велосипедист
Велосипедист
1913
Портрет Ивана Васильевича Клюна (Усовершенствованный портрет Клюна (Строитель)
Портрет Ивана Васильевича Клюна (Усовершенствованный портрет Клюна (Строитель)
1913
Человек + воздух + пространство
Человек + воздух + пространство
1913
Авиатор
Авиатор
1914
Автопортреты (Арлекин и Пьеро)
Автопортреты (Арлекин и Пьеро)
1914
Богоматерь Умиление злых сердец
Богоматерь Умиление злых сердец
1914-1915
Коровницы
Коровницы
1914
Крестьянская семья (Святое семейство)
Крестьянская семья (Святое семейство)
1914
Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится
Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится
1914
Автопортрет
Автопортрет
1915
Зима. Каток
Зима. Каток
1915
Купчиха
Купчиха
1915
Портрет А. А. Ахматовой
Портрет А. А. Ахматовой
1915
Портрет Р. Монтенегро
Портрет Р. Монтенегро
1915
Портрет певицы Е. Н. Глебовой
Портрет певицы Е. Н. Глебовой
1915
Ресторан
Ресторан
1915
Скрипач
Скрипач
1915
Супрематизм (supremus № 56)
Супрематизм (supremus № 56)
1916
Фиорд Христиания
Фиорд Христиания
1915
Цветы мирового расцвета
Цветы мирового расцвета
1915
Масленица
Масленица
1916
Портрет В. Э. Мейерхольда
Портрет В. Э. Мейерхольда
1916
Три радости
Три радости
1916
Балаганы
Балаганы
1917
Синий гребень
Синий гребень
1917
Сумеречное
Сумеречное
1917
Церкви. Новый Иерусалим
Церкви. Новый Иерусалим
1917
Красное и желтое
Красное и желтое
1918(?)
Купчиха за чаем
Купчиха за чаем
1918
Два овала
Два овала
1919
Натюрморт с буквами. Спектр бегство
Натюрморт с буквами. Спектр бегство
1919
 Формула петроградского пролетариата
Формула петроградского пролетариата
1920–1921
Козел
Козел
1920-е
На Белом (I)
На Белом (I)
1920
Движение в пространстве
Движение в пространстве
не позднее 1921
Портрет Ф. И. Шаляпина
Портрет Ф. И. Шаляпина
1922
Черный квадрат
Черный квадрат
Около 1923
Работница (Портрет в голубом)
Работница (Портрет в голубом)
1927
Текстильщицы
Текстильщицы
1927
Девушки в поле
Девушки в поле
1928-1929
Кондукторша
Кондукторша
1928
Смерть комиссара
Смерть комиссара
1928
Формула весны
Формула весны
1928–1929
Рекомендуем

История коллекции

Уже среди живописных работ переданных в Русский музей в момент его основания было заметное число работ художников второй половины XIX века, таких как И.К.Айвазовский, В.М.Васнецов, К.Е.Маковский, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков. Несмотря на то, что отбор картин для музея был в первые два десятилетия несколько ограничен консервативными вкусами совета Академии художеств, диапазон представленной в музее живописи постоянно расширялся. В этом огромная заслуга сотрудников музея, таких как Альберт Н. и Александр Н. Бенуа, И.Э.Грабаръ, П.И.Нерадовский и др.

Важные шаги были предприняты и для комплектования коллекции картин современных художников: отдельные полотна и целые группы произведений поступали с выставок - И.И.Левитана (в 1901 году - посмертная), В.В.Верещагина (в 1905 году - посмертная), Я.Ф.Ционглинского (в 1914 году - посмертная). Товарищества передвижных художественных выставок (С.Ю.Жуковского, Н.А.Касаткина, И.И.Левитана, В.Е.Маковского), Нового общества художников (Б.М.Кустодиева, Н.М.Фокина), от авторов (А.Я.Головин, В.А.Серов, М.В.Нестеров), от случайных владельцев ("Трапеза" В.Г.Перова, "Портрет О.К.Орловой" В.А.Серова и другие).

Заметным вкладом стали переданные музею в 1918 году эскизы М.А.Врубеля и картины К.А.Сомова из обширной коллекции В.Н.Аргутинского-Долгорукова.

Вскоре на хранение в музей поступили собрание Н.И. и Е.М.Терещенко, состоявшее главным образом из произведений художников конца XIX - начала XX века (в том числе "Богатырь" и "Шестикрылый серафим" М.А.Врубеля), собрание А.А.Коровина, где были полотна кисти В.А.Серова, Ф.А.Малявина, М.В.Нестерова, К.А.Коровина, а также представителей таких ярких художественных объединений как "Мир искусства", "Голубая роза" и "Бубновый валет".

2 ноября 1926 года было принято решение о создании в ГРМ Отделения новейших течений. В его состав решено было включить произведения всех художественных направлений и творческих объединений, образовавшихся после "Мира искусства". Полотна мастеров "Бубнового валета", "Голубой розы", "Союза молодежи" и других стали объектом целенаправленного коллекционирования. Кроме произведений, приобретенных у авторов, основу Отделения составили: обширное (свыше 300 полотен) собрание Музея художественной культуры в Ленинграде, в котором были работы В.В.Кандинского, П.П.Кончаловского, П.В.Кузнецова, К.С.Малевича, В.Е.Татлина Р.Р.Фалька, П.Н.Филонова, М.З.Шагала и многих других, а также работы Н.С.Гончаровой и А.В.Лентулова, поступившие из Третьяковской галереи в Москве.

Пополнение коллекции живописи второй половины XIX - начала XX веков не прекращалось и в 1930-е годы. В это время из Музея революции среди других работ было передано "Торжественное заседание Государственного совета" кисти Репина. Из Государственной Третьяковской галереи в Русский музей поступили полотна мастеров, слабо представленных в ГРМ, такие как "Гитарист-бобыль" и "Портрет Ивана Сергеевича Тургенева" В.Г.Перова, "Автопортрет" Н.В.Неврева, "Курсистка" Н.А.Ярошенко, "Летящий демон" М.А.Врубеля и "Бабы" Ф.А.Малявина. Характерно, что созданное в музее Отделение новейших течений ставило своей задачей постоянное, активное наблюдение за современным художественным процессом, широкую выставочную работу и пропаганду достижений живописцев послереволюционного времени. Отделением новейших течений было положено, по существу, начало Отдела советской живописи ГРМ. Этапным событием в этом смысле следует считать организацию в тридцати пяти залах музея грандиозной выставки "Художники РСФСР за 15 лет" (открылась 13 ноября 1932 года), в которой участвовало свыше двух тысяч произведений более чем трехсот авторов. Многие полотна поступили в музей с этой выставки.

В этот период приобретались произведения художников, работавших и до Октябрьской революции, и молодых живописцев, в 30-е годы делавших первые самостоятельные шаги в искусстве. Достоянием ГРМ оказались известные картины И.И.Бродского ("Демонстрация", 1930), Ф.С.Богородского ("Беспризорники", 1929), пейзажи и портреты кисти С.В.Герасимова, портретные работы Г.Г.Ряжского, полотна К.С.Петрова-Водкина, А.Н.Самохвалова ("Девушка в футболке", 1932). Многие из них вошли в золотой фонд советского искусства. Преимущественным направлением работы советского отдела в те годы была организация временных выставок, крупнейшая среди которых - Первая выставка ленинградских художников - состоялась в 1935 году. Существенно пополнили собрание советской живописи ГРМ поступившие с этой выставки полотна А.А.Рылова ("Ленин в Разливе", 1934), К.С.Петрова-Водкина ("Тревога. 1919 год", 1934), В.В.Купцова ("Ант-20. "Максим Горький", 1934) и другие.

Уже после Великой Отечественной войны важным событием стало открытие в шестнадцати залах вновь отделанного корпуса Бенуа постоянной выставки картин советских художников. В 1940-1950-х годах собрание советского искусства включало ряд широко известных работ живописцев старшего поколения. В их числе "Оборона Севастополя" (1942) А.А.Дейнеки, "Бегство фашистов из Новгорода" (1944-1946) Кукрыниксов, "Мать партизана" (1943) С.В.Герасимова, "Фашист пролетел" (1946) А.А.Пластова.

Среди же работ, представляющих в собрании музея 1960-70-е годы, можно выделить произведения Г.М.Коржева, В.И.Иванова, П.П.Оссовского, П.Ф.Никонова, В.Е.Попкова, Е.Е.Моисеенко, Б.С.Угарова, П.Т.Фомина

Коллекция советской живописи - весьма мобильная и быстрорастущая часть музейного собрания. Только за послевоенные годы она увеличилась вчетверо и насчитывает сегодня свыше 2000 произведений крупнейших мастеров.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: